Власти откроют за рубежом павильоны для дегустации российских продуктов
Большая часть средств, выделенных в 2017 году Российскому экспортному центру (РЭЦ) на продвижение продукции российского АПК за рубежом, будет потрачена на создание постоянных демонстрационно-дегустационных павильонов за рубежом, а также на организацию и проведение за границей и в России профессиональных дегустаций. Об этом говорится в проекте постановления, опубликованном на портале раскрытия официальной информации regulation.gov.ru. Как отмечается в пояснительной записке, подготовленной Минсельхозом, в общей сложности на «обеспечение затрат, связанных с продвижением продукции АПК на внешние рынки, за исключением выставочно-ярмарочной деятельности», в бюджете на 2017 год предусмотрено 187,6 млн руб.
К концу 2017 года пилотные павильоны планируется открыть в Китае, Вьетнаме, Иране и Индии, рассказала РБК директор по отраслевому развитию экспорта РЭЦ Мария Зазулинская. Страны выбирались исходя из запланированных на текущий момент проектов РЭЦ и «потребностей российских компаний», подчеркнула Зазулинская. По ее словам, цель создания павильонов, равно как и проведение дегустаций, заключается в популяризации национальной кухни и стимулировании потребления российских продуктов. Мероприятия рассчитаны на «крутых иностранных поваров и байеров», подчеркнула представитель РЭЦ. По ее словам, ранее постоянно действующих павильонов за рубежом не было — познакомиться с российской кухней можно было лишь в рамках крупных международных выставок.
О намерении «выходить на арабские, азиатские миры» неоднократно заявлял министр сельского хозяйства Александр Ткачев (цитата по ТАСС). К осени 2016 года Минсельхоз разработал проект программы «Развитие экспорта продукции АПК», согласно которой приоритетными направлениями для экспорта из России являются Китай, страны Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока, а основными товарами — мясо и мясные субпродукты, зерно, мукомольно-крупяная и масложировая продукция, а также готовые продукты питания.
О заинтересованности в поставках в Китай ранее заявляли такие крупные холдинги, как «Мираторг», «Русагро» и «Евродон». Весной 2016 года сын генпрокурора России Юрия Чайки Игорь создал компанию «Русский экспорт», которая специализируется на экспорте российских продуктов в Китай. «Мы начали пробные отгрузки продовольствия осенью прошлого года в объемах порядка нескольких тонн в месяц, а в марте этого года отправили несколько партий в общей сложности уже на 200 т. Интерес к продуктам питания российских производителей растет», — рассказал РБК Игорь Чайка.
По итогам 2016 года Китай стал крупнейшим импортеров российских продуктов, обойдя прежнего лидера — Турцию. По данным РЭЦ, доля этих стран в общей структуре продовольственного экспорта составила 10,1 и 9,1% соответственно. В денежном выражении поставки в Китай в 2016 году достигли $1,58 млрд, превысив показатели предыдущего года на 17,6%, подсчитал РБК на основе данных ФТС.
Другие страны, где планируется открыть пилотные павильоны, пока занимают гораздо более скромное положение среди потребителей российского продовольствия. Самым крупным экспортером из них является Иран (восьмое место). По данным ФТС, в 2016 году в него было ввезено российских продуктов на $423,6 млн, но по сравнению с 2015 годом поставки сократились на 10,1%. Индия и Вьетнам находятся за пределами топ-30. Правда, экспорт в эти страны растет: в 2016 году — на 20% (до $77 млн) и на 314% (до $65,8 млн) соответственно.
Президент Московского гастрономического фестиваля Игорь Губернский в целом одобряет идею РЭЦ популяризировать российскую кухню, но сомневается в ее качественной реализации. «Что они будут там показывать: опять кулебяки, пирожки и блинчики? Тогда это плохая идея», — считает ресторанный эксперт. По его словам, традиционно власти пытаются пропагандировать за рубежом «исконно русские рецепты». Они воспринимаются как диковинка, но «мы не выглядим с этим ни прогрессивными, ни современными», предупреждает Губернский. Между тем выбор стран для старта проекта, по его мнению, свидетельствует о том, что это будет, скорее, «классическая лубочная русская кухня».
«Популяризировать стоит не «бабушкины» рецепты или восстановленные блюда царской России, а «новую» русскую кухню, — согласна основательница сети гастрономических пабов «Простые вещи» Ирина Ходзинская. — Русских поваров, которые работают с местным, локальным продуктом, но при этом в работе используют современные поварские техники и весь мировой кулинарный опыт, что позволяет им на выходе получить совершенно уникальный, не похожий ни на что продукт».