«Ведомости» посчитали расходы «Роснефти» на перевозки вертолетами
Как пишет газета со ссылкой на отчеты крупнейших вертолетных компаний мира, обслуживающих нефтяников, их крупнейшим клиентом в 2016 году была норвежская Statoil, которая потратила на эти цели $284 млн (около 17 млрд руб.). Бразильская Petrobras заплатила за вертолетные перевозки $235 млн (14 млрд руб.), англо-голландская Royal Dutch Shell — $210 млн (12,7 млрд руб.).
При этом общий объем рынка вертолетных перевозок в России, по данным Ассоциации вертолетной индустрии, составил в 2015 году 36 млрд руб., такой же прогноз эксперты давали и на 2016 год. Газета делает вывод, что «Роснефть» обеспечивает заказами более половины рынка. Второй по объему заказов в денежном выражении стала госкомпания «Транснефть», траты которой на вертолетные перевозки составили, по данным газеты, 4,75 млрд руб. в год.
Кроме того, проанализировав документы госзакупок, издание пришло к выводу, что «Роснефть» является одним из крупнейших владельцев итальянских вертолетов в России. Газета утверждает, что своим авиапарком «Роснефть» считает машины ее «внучатой» компании «РН-Аэрокрафт». По данным «СПАРК-Интерфакс», ООО «РН-Аэрокрафт» на 100% принадлежит ООО «РН-Актив», которым, в свою очередь, на 100% владеет ПАО «Роснефть».
Из документации на конкурс по страхованию авиации «Роснефти» в 2017 году издание сделало вывод, что «РН-Аэрокрафт» по состоянию на март 2017 года владела 16 средними вертолетами итальянской Leonardo Helicopters: десятью AW139, двумя AW189 и четырьмя более старыми AW109, а также 12-ю тяжелыми вертолетами Ми-8 в разных модификациях.
По данным газеты, всего в России имеется 24 вертолета AW139. По словам топ-менеджера одного из авиационных холдингов, AW139 является одним из самых лучших вертолетов для пассажирских перевозок статусных клиентов. «Моду» на них поддержал премьер-министр Дмитрий Медведев, который часто пользуется именно вертолетом этой марки, чтобы не создавать пробок, рассказал собеседник издания.
До конца года, отмечает газета, парк «Роснефти» пополнят еще восемь вертолетов AW189, а до 2025 года, согласно рамочному соглашению с Leonardo Helicopters, заключенному три года назад, компания может закупить еще 150 вертолетов AW189, но уже собранных в Подмосковье. Как отмечалось в соглашении, эти вертолеты нужны «Роснефти» для работы на шельфовых проектах.
По информации газеты, перевозки на вертолетах AW139 могут обойтись компании в $235 млн за 1640 часов полета, откуда следует, что один час полета такого вертолета стоит $143 000 (эти цифры издание привело со ссылкой на один из контрактов с «РН-Аэрокрафт» о перевозках в 2016–2017 годах). «Перевозка сотрудников сторонними операторами дешевле минимум на порядок. Стоимость летного часа на вертолетах сторонних авиакомпаний, которые будут летать по заказам «Роснефти», составляет от 53 808 руб. (около $900) на легких вертолетах Robinson R44 до 725 000 руб. ($12 000) на одном из самых больших вертолетов в мире — Ми-26», — отмечают «Ведомости».
Структуру расходов издание привело на примере контракта 2014 года, когда стоимость часа полета на AW139 составляла $73 800. Из них летный тариф составлял $2634 в час, $675 в час уходило на обслуживание и питание шести пассажиров вертолета, а остальное — тариф «за эксклюзивное обеспечение постоянной готовности вертолета к полету». Кроме того, в тариф, по расчетам газеты, включены лизинговые платежи еще одной «внучке» «Роснефти» — «Нефтепромлизингу», у которого «РН-Аэрокрафт» взял вертолеты в финансовый лизинг.
«Ведомости» отметили, что представитель «Роснефти» не ответил на вопросы издания. РБК направил запрос в «Роснефть».