Путин одобрил строительство судов для сейсморазведки в условиях санкций
15 млрд руб. на два судна
«В сложившихся условиях санкционного режима Российская Федерация в целом способна обеспечить себя полностью выполнением объемов сейсмических работ в формате 2D за счет имеющегося флота и оборудования в период до 2018 года», — говорится в письме вице-премьера Александра Хлопонина (курирует вопросы, касающиеся добычи полезных ископаемых), направленном 12 июля на имя президента Владимира Путина (у РБК есть копия). В сегменте 3D сейсморазведки сложилась «более критическая» ситуация, предупреждает он: существующие мощности позволяют обеспечить не более 20% объемов рынка. К тому же средний возраст судов составляет 28 лет, износ научного флота превышает 80%.
Зачем 3D?
Сейсморазведка проводится двумя методами — 2D и 3D. 2D использует метод продольных отраженных волн, а 3D — многоволновая объемная сейсморазведка, которая дает более полную картину о ресурсах на месторождении вплоть до строения скважины. Сейсморазведка в формате 3D является «ключевым элементом комплекса геологоразведочных работ на шельфе, позволяющим локализовать прогнозные ресурсы и обеспечить постановку необходимых объемов разведочного бурения», поясняет Хлопонин.
В итоге за 2005–2015 годы в России были выполнены сейсморазведочные работы 3D лишь на 70 тыс. кв. км, что составляет 1,2% территории континентального шельфа России. Для выполнения «требуемого объема» сейсморазведочных 3D-работ вице-премьер предлагает в 2019 году ввести в эксплуатацию не менее двух судов арктического класса «с оснащением преимущественно отечественным навигационным и сейсмическим оборудованием».
Предварительную стоимость строительства двух таких судов Хлопонин оценил примерно в 15 млрд руб. и предложил привлечь финансирование на этот проект, перераспределив средства из программы «Воспроизводство минерально-сырьевой базы» на 2017–2019 годы (из нее финансируются расходы на геологоразведку всех полезных ископаемых в России). На следующий день после получения письма, 13 июля, Путин поставил резолюцию «согласен».
Купить дешевле
Строительство современного судна для сейсморазведки 3D обойдется примерно в $200 млн (12,5 млрд руб. по текущему курсу), говорит профессор МГУ кафедры сейсмометрии и геоакустики Юрий Ампилов. Из-за кризиса в мире не используются 70% таких судов, половина из которых построена недавно. Каждое такое судно можно было бы купить примерно за $50 млн, то есть в четыре раза дешевле, чем построить новое, указывает он. Но из-за международных санкций сейчас Россия не может купить такие суда, оборудованные профильной сейсморазведочной техникой.
Представитель Хлопонина Наталья Платонова отказалась комментировать письмо, но сказала, что в июле вице-премьер докладывал президенту о необходимости строительства сейсморазведочных судов в России. «По итогам этой встречи было дано поручение организовать такую работу. Речь идет о привлечении средств на реализацию проекта, которые уже заложены в бюджетах соответствующих ведомств», — сказала она. Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков не ответил на запрос.
Проектирование и строительство новых судов для сейсморазведки Хлопонин предлагает поручить консорциуму компаний, куда войдут Объединенная строительная корпорация (ОСК, на ее мощностях планируется разместить заказы), госконцерн «Океанприбор» (обеспечит суда российской техникой) и «Росгеология», которая владеет более 90% действующего российского сейсморазведочного флота — десять судов, из них только два приспособлены для выполнения работ в формате 3D.
Модель финансирования строительства сейчас прорабатывается, подтвердил РБК гендиректор «Росгеологии» Роман Панов. Но он не уточнил, как необходимые 15 млрд руб. будут распределены между бюджетом и заемными средствами: Хлопонин предложил часть средств привлечь из внебюджетных источников, в том числе с использованием финансовых инструментов РФПИ. «Финансирование данного проекта рассматривается на принципах государственно-частного партнерства. Его источниками могут быть собственные и заемные средства «Росгеологии», а также частично целевые средства федерального бюджета», — добавил представитель «Росгеологии» Антон Сергеев.
Минприроды рекомендовало Роснедрам рассмотреть возможность финансирования этого проекта путем перераспределения средств из бюджета на воспроизводство минерально-сырьевой базы, как и предлагал Хлопонин, сказал его пресс-секретарь Николай Гудков. «Росгеология» по решению правительства в 2015–2016 годы была назначена единственным исполнителем госзаказа на геологоразведку. Но с 2017 года она лишается этого права, и такие работы снова будут распределяться Роснедрами и Минприроды на тендерах среди профильных компаний. Бюджетное финансирование геологоразведочных работ в 2017 году будет снижено на 5% по сравнению с текущим годом (33 млрд руб.), говорил журналистам министр природных ресурсов Сергей Донской в сентябре.
Но Роснедра выступили против перераспределения бюджетных средств. Мероприятиями госпрограммы «Воспроизводство минерально-сырьевой базы» не предусмотрено выделение средств на строительство судов, говорится в письме замруководителя ведомства Сергея Аксенова в Минприроды от 22 июля (у РБК есть копия). Перераспределение средств, выделенных на геологоразведку, приведет «к невыполнению целевых показателей и недостижению цели подпрограммы по устойчивому обеспечению экономики страны запасами минерального сырья и геологической информацией о недрах», — заключает Аксенов.
Замглавы Роснедр предлагает строить сейсморазведочные суда исключительно за счет внебюджетных средств, в том числе с привлечением владельцев лицензией на шельфе, заинтересованных в привлечении таких судов. В России право добывать нефть на арктическом шельфе есть только у двух компаний — «Роснефти» и «Газпрома». У «Роснефти» есть своя верфь «Звезда» (ее финансирует основной акционер компании — «Роснефтегаз»), где уже строится несколько судов, сказал ее пресс-секретарь Михаил Леонтьев. По его словам, у компании есть свои согласованные инвестиции в геологоразведку и судостроение, она не получала никаких рекомендаций от Роснедр по поводу участия в финансировании двух сейсморазведочных судов. Представитель «Газпрома» не ответил на запрос.
Источник в Минприроды подтвердил, что строительство таких судов — непрофильная статья расходов на геологоразведку. Платонова сказала, что консорциум должен подготовить бизнес-модель строительства двух судов, которую планируется обсудить на совещании до конца октября. Директор департамента информационной политики и корпоративных коммуникаций ОСК Илья Житомирский сказал, что корпорация не будет принимать участие в финансировании проекта — она готова только построить суда. Представитель «Океанприбора» не ответил на запрос РБК. Официальный представитель РФПИ отказался от комментариев.
Лицензии с обременением
Экономическая эффективность строительства и эксплуатации сейсморазведочных судов достигается при устойчивом обеспечении их заказами компаний, работающих на шельфе, говорится в письме Хлопонина, то есть тех же «Роснефти» и «Газпрома». Он напоминает, что аналогичные условия действуют в таких странах с развитой системой разработки шельфовых месторождений, как США, Китай и Норвегия. Поэтому он предложил Путину поручить правительству при актуализации лицензий этих компаний начиная с 2019 года обязать их приобретать услуги по сейсморазведке на шельфе у российских госкомпаний (доля государства — более 50%), у которых есть опыт работы в шельфовых зонах не менее пяти лет, «при равных конкурсных условиях по предоставлению однородных услуг и работ». Под эти критерии подпадают только «Росгеология» и «Зарубежнефть». У «Зарубежнефти» есть профильная дочерняя компания по сервисным работам на шельфе «Арктикморнефтегазразведка», но в ее арсенале есть только буровой, а не сейсморазведочный флот, говорится на сайте компании.
Включение в лицензии такого условия, согласно закону «О защите конкуренции», является действием, которое приводит или может привести к ограничению конкуренции, написал Аксенов из Роснедр в Минприроды. При этом по рекомендации Совета безопасности уже предусмотрен приоритет по привлечению российских подрядчиков с учетом их конкурентоспособности при прочих равных условиях цены и качества работ, напоминает он.
«Росгеологию» не стоит считать достаточно компетентным исполнителем работ для проведения сейсморазведки на арктическом шельфе, заявил РБК Леонтьев. По его мнению, компания выступает в качестве посредника для привлечения услуг других подрядчиков. Он соглашается с чиновником Роснедр, что такой пункт в лицензиях может привести к ограничению конкуренции на рынке. У «Роснефти» сейчас крупнейший объем сейсморазведки на российском шельфе, и компания хотела бы сохранить право привлекать подрядчиков, устраивающих ее по цене и качеству работ, добавил он.
Представитель ФАС сообщил РБК, что информация об инициативах Хлопонина в области сейсморазведки в ведомство пока не поступала. Вопрос потенциального ограничения конкуренции он комментировать не стал.