Как российской Wildberries удалось обойти международных онлайн-ретейлеров
Опубликовано в журнале РБК №12 за 2015 год
Фигура Татьяны Бакальчук до сих пор зачастую вызывает недоумение у участников рынка электронной коммерции: она не выступает на профильных конференциях, не общается со СМИ, единственное фото Бакальчук — из соцсети «Одноклассники». При этом Wildberries.ru (№2 в рейтинге быстрорастущих компаний РБК 50) в категории «Покупки» занимает седьмое место по аудитории в мировом зачете (данные Alexa.com) и стабильно первое — в российском. Ближайший конкурент, Lamoda.ru, занимает 15-е место в мире и 2-е — в России.
Рейтинг РБК: 50 самых быстрорастущих компаний России
Если поначалу ассортимент Wildberries.ru состоял из продукции немецких каталогов Quelle и Otto, то сейчас клиенты магазина выбирают из более чем 100 тыс. наименований от 1,9 тыс. брендов. Wildberries.ru одной из первых на рынке ввела единый тариф на региональную доставку, затем Бакальчук дала своим клиентам возможность бесплатно отказаться от любой уже доставленной покупки. В 2010 году у Wildberries.ru появился первый пункт самовывоза, оснащенный примерочными: сегодня их свыше 180 более чем в 100 городах России.
«Мы видим безусловное замедление роста рынка онлайн-торговли», — сетует сооснователь агентства Data Insight Борис Овчинников. Совокупный оборот интернет-магазинов в России в 2014 году вырос на 31%, до 612 млрд руб. По итогам 2015-го ожидается рост не выше 25%. Из-за снижения покупательского спроса менее года назад один из лидеров российской розницы, X5 Retail Group, закрыл свой интернет-магазин E5.ru. Весной 2015 года проект «Платформа Ютинет», годом ранее объединивший три крупных онлайн-магазина, начал распродажу активов. Около месяца назад стало известно, что один из старейших онлайн-ретейлеров, Dostavka.ru, «заморожен».
8,6 млн человек в месяц заходят на Wildberries.ru
70 тыс. заказов в день делают посетители Wildberries.ru
75% составил рост выручки компании в 2014 году
Источник: Liveinternet.ru, данные компании, оценка РБК
Кажется, Бакальчук проблемы рынка не касаются. Выручка Wildberries.ru за 2014 год составила 23,4 млрд руб., что почти на 75% выше аналогичного показателя 2013 года и почти в 10 раз больше, чем в 2011-м. По итогам 2015 года в компании ожидают рост на 40%, говорил РБК представитель Wildberries.ru в августе. Впрочем, не все гладко. С 2012 года у компании падает рентабельность по чистой прибыли: два года назад этот показатель составлял 2,1%, по итогам 2014-го снизился до 0,9%. Объем займов и кредитов за прошлый год вырос в 1,8 раза, почти до 1,8 млрд руб., а объем кредиторской задолженности увеличился вдвое, до 7,5 млрд руб.
С начала 2015 года ретейлер получил 17 исков от своих контрагентов на сумму свыше 86 млн руб., следует из судебных карточек. За предыдущие четыре года Wildberries.ru выступала ответчиком в 10 разбирательствах на общую сумму 40 млн руб. Представители обратившихся в суд компаний объяснили РБК, что пытаются взыскать просроченные выплаты за оказанные услуги и поставленный товар. Иски отчасти связаны с тем, что ретейлер изменил схему расчетов с контрагентами, перейдя на оплату по факту реализации — модель, которую многие продавцы используют в кризисный период.
В Wildberries.ru новую систему взаиморасчетов объяснили тем, что хотят «стать более гибкими и динамичными» и «без увеличения бюджета на закупку товара дать шанс русским дизайнерам». Возможно, выплатив недовольным партнерам сумму, равную ежедневному обороту магазина, Бакальчук снова предложит клиентам нечто кардинально новое для рынка.