Заработал на РЖД: в чем секрет быстрого роста «ТМХ-Сервиса»
Опубликовано в журнале РБК №12 за 2015 год
В 2010 году железнодорожная монополия РЖД в рамках программы по избавлению от непрофильных активов решила передать внешним подрядчикам сервисное обслуживание своих локомотивов. На тот момент инвентарный парк РЖД составлял 19 987 локомотивов (65,5% всего российского парка).
Тогдашний глава РЖД Владимир Якунин неоднократно говорил, что обслуживать подвижной состав должен тот, кто его произвел. «Трансмашхолдинг» — крупнейший поставщик подвижного состава для РЖД, акционерами ТМХС являются структуры Искандера Махмудова и Андрея Бокарева (50% минус две акции), французская Alstom (25% акций) и РЖД (25% плюс две акции). В июне 2010-го была создана связанная с «Трансмашхолдингом» компания «ТМХ-Сервис» (№1 в рейтинге быстрорастущих компаний РБК 50), которая и стала новым главным внешним подрядчиком РЖД.
Рейтинг РБК: 50 самых быстрорастущих компаний России
Выручка «ТМХ-Сервиса» росла скачкообразно: в 2010 году РЖД поручили ей ремонт всего 180 локомотивов, на чем компания заработала 214 млн руб. Но в 2011-м она обслужила уже более 1,2 тыс. локомотивов и получила 2 млрд руб. выручки, через год — более 5 тыс. и 10,1 млрд руб. Конкуренцию ей пыталась составить только компания «СТМ-Сервис», входящая в группу «Синара» миллиардера Дмитрия Пумпянского. Но ее успехи были значительно скромнее: в 2013 году, например, «СТМ-Сервис» обслужил всего 242 локомотива РЖД.
В 2014 году в РЖД признали эксперимент по аутсорсингу успешным и выставили на торги обслуживание всех 20,6 тыс. своих локомотивов. Было проведено шесть торгов, в результате 14 799 локомотивов получил в обслуживание «ТМХ-Сервис», около 5,8 тыс. — «СТМ-Сервис» (более точные данные в компании не смогли предоставить). Они же получили в эксплуатацию бывшие ремонтные мощности РЖД: первой отошли 90 депо по ремонту локомотивов, второй — 23.
Контракты начали исполнять летом 2014-го, и выручка обеих компаний существенно выросла: у «ТМХ-Сервиса» — с 13,4 млрд до 37 млрд руб., у «СТМ-Сервиса» — с 1 млрд до 8,99 млрд руб. Теперь у компаний есть гарантированный заработок на ближайшие 40 лет, до 2054 года: на такой срок заключены контракты с РЖД. Минимальная гарантированная выручка «ТМХ-Сервиса» от ремонта, согласно аукционной документации, — 48,9 млрд руб. в год, «СТМ-Сервиса» — около 12 млрд руб.
8,9 млрд руб. в год — гарантированная выручка «ТМХ-Сервиса» от обслуживания локомотивов ОАО «РЖД» до 2054 года
7,915 млрд руб. заплатил «ТМХ-Сервис» за 75% минус две акции «Желдорреммаша», выручка которого в 2014 году составила 30,8 млрд руб.
14 799 локомотивов РЖД из 20,6 тыс. получил в обслуживание «ТМХ-Сервис»
Источник: РЖД, «Трансмашхолдинг»
Каждый следующий год эта сумма должна увеличиваться за счет индексации и методики расчета: стоимость ремонта зависит от пробега. За первое полугодие 2015-го «ТМХ-Сервис» уже получил около 27,7 млрд руб. выручки, сообщил РБК представитель компании Алексей Бабков. Если бы не кризис и сокращение объема перевозок, выручка выросла бы еще более существенно, уточняет он.
«ТМХ-Сервис» также зарабатывает на капитальном ремонте локомотивов. В конце 2012 года компания купила у РЖД контрольный пакет «Желдорреммаша» (10 ремонтных заводов), обойдя подававшего заявку «СМТ-Сервис». Теперь даже локомотивы, сделанные группой «Синара», ремонтируются в «ТМХ-Сервисе».