Россияне заметили резкий рост цен на продукты перед Новым годом
Большинство респондентов почувствовали резкий рост цен на продукты перед Новым годом, показал интернет-опрос исследовательской компании Online Market Intelligence (OMI), проведенный по просьбе РБК. «Рост цен сильнее, чем в прошлом году», — ответили 56,5% опрошенных. Ровно треть респондентов — 33,3% — считают, что рост цен такой же, как был в прошлом году. И только 10,2% не заметили резкого роста цен накануне Нового года. В опросе приняли участие 3968 респондентов в возрасте от 18 до 54 лет с разным уровнем дохода из 82 регионов России. Опрос проходил 16–18 декабря на сайте одного из онлайн-проектов OMI, в базе которого находятся более 700 тыс. человек. OMI проводит идентификацию респондентов, в том числе при помощи паспортной авторизации пользователей.
Из традиционных продуктов для новогоднего стола сильнее других по сравнению с прошлым годом подорожали алкогольные напитки — это заметили большинство респондентов (полную раскладку см. в графике). На втором месте из подорожавших продуктов, по их мнению, оказались мандарины и другие цитрусовые. Следом идут другие фрукты, яйца, овощи и кондитерские изделия. Почти 40% опрошенных OMI отметили, что попытаются сэкономить на алкогольных напитках для новогоднего стола. 43,9% ответивших стали в этом году отдавать предпочтение российским продуктам.
По сравнению с ситуацией годичной давности алкогольные напитки отечественного производства подорожали незначительно, говорят опрошенные РБК представители компаний — производителей алкоголя и оптовиков. Подорожали главным образом импортные напитки. Импортеры вина, виски, рома и других напитков в основном платят производителям в долларах и евро, поэтому вынуждены поднимать цены с ростом иностранных валют. К примеру, совладелец крупного импортера Simple Максим Каширин рассказывал РБК, что в конце 2014 года компания устанавливала отпускные цены на импортную продукцию исходя из внутреннего курса 55 руб. за евро, а в середине этого года компания считала уже по курсу 65 руб. за евро. Менеджер другой виноторговой компании рассказал РБК, что последние отгрузки в сети они делали по курсу 75 руб. за евро. Таким образом, цены на импортные вино, коньяк и виски должны были вырасти за год более чем на треть.
Глава отраслевого агентства ЦИФРРА Вадим Дробиз отметил, что, по его данным, импортный алкоголь даже в праздники покупают не более 30% российских потребителей, остальные отдают предпочтение отечественной продукции. То, что большое число опрошенных отметили подорожание алкоголя, Дробиз назвал психологическим феноменом, связанным с кризисом в экономике. «Людям субъективно кажется, что все стало дороже. Все дело в кризисе: просто в кризис увеличивается внимание людей к антидепрессантам — например, к алкоголю — и потребность в них», — рассуждает Дробиз.
Больше трети опрошенных — 34,8% — планируют потратить на продукты для новогоднего стола от 3 тыс. до 5 тыс. руб. Еще 27,2% думают израсходовать от 5 тыс. до 10 тыс. руб., 22,3% — от 1 тыс. до 3 тыс. руб. Большинство указали, что эта сумма не будет отличаться от той, которую они потратили в прошлом году.
В этом году на 11,1 п.п. выросло количество людей, которые проведут праздник дома, до 70,7%. Зато на 9,7 п.п. стало меньше тех, кто встретит его в гостях (15,9%). Примерно по 2% опрошенных в этом году собираются провести его за границей, на главной площади города, у себя на даче или пойдут на работу (полную раскладку см. в графике). 26,1% признались, что на их решение о выборе места празднования Нового года в этом году повлиял кризис.
В этом году россияне будут экономить в первую очередь на объемах продуктов для новогоднего стола, считает директор центра конъюнктурных исследований Высшей школы экономики (ВШЭ) Георгий Остапкович. «Большинство россиян поставят на стол все то же, что и в прошлом году, просто в меньших объемах, из-за того что все подорожало, — уверен он. — Вместо трех бутылок шампанского купят две, вместо 2 кг мандаринов — 1,5 кг. При этом денег они потратят столько же, сколько и в прошлом году».
Источник: интернет-опрос OMI
Предпочтение российских продуктов Остапкович объясняет двумя причинами: патриотической тенденцией, навязанной СМИ, и расчетом на то, что отечественные товары дешевле. Однако последняя причина скорее психологическа.: «В большинстве случаев нельзя сказать, что на российские продукты цена принципиально ниже, чем на импортные», — говорит эксперт.
При участии Дениса Пузырева