Крупнейшая российская гостиничная сеть потеряет треть номерного фонда
Желание собственника
Компания «Юг-Бизнеспартнер», которой с конца 2016 года принадлежит крупнейший в России отель «Azimut отель Сочи», разрывает договор на его управление с Azimut Hotels Александра Клячина. С 1 февраля гостиница на 2,88 тыс. номеров перейдет под управление туроператора «Библио Глобус», сообщили РБК два источника на гостиничном рынке.
В пресс-службе Azimut подтвердили эту информацию, назвав причиной досрочного разрыва договора смену собственника отеля. Ранее «Коммерсантъ» писал, что отель купило ООО «Юг-Бизнеспартнер», подконтрольное структурам, связанным с семьей бывшего губернатора Краснодарского края, ныне министра сельского хозяйства Александра Ткачева.
Новые владельцы решили внедрить в отеле систему «все включено», однако этот формат «не соответствует принципам и стандартам работы Azimut Hotels», пояснила РБК директор по маркетингу Azimut Елена Пальчунова. По ее словам, в общем объеме выручки компании на этот отель приходилось 10–15% и не более 3% прибыли. Она не стала называть срок действия разрываемого договора, сославшись на коммерческую тайну, однако отметила, что в среднем подобные соглашения заключаются на десять лет.
Представитель ООО «Юг-Бизнеспартнер» отказался от комментариев. Связаться с основателем «Библио Глобуса» Александром Туголуковым не удалось. В пресс-службе компании не ответили на вопросы РБК.
Популярный формат
По данным Azimut Hotels, средняя загрузка отеля в 2016 году составила 70%, достигая на пике 90%. Эти показатели выше средних по рынку. Так, по данным консалтинговой компании JLL, с января по сентябрь прошлого года в прибрежном кластере было продано 54% номерного фонда. Правда, при этом средний тариф за ночь на популярном российском курорте был значительно выше, чем в отеле Azimut, — 10,3 тыс. против 3 тыс. руб. за номер.
Собеседник РБК, знакомый с бизнесом Azimut, утверждает, что организовать проживание гостей по системе «все включено» в сочинском отеле «будет крайне сложно», поскольку в нем всего два ресторана. Заместитель директора консалтинговой компании CBRE по развитию индустрии гостеприимства Станислав Ивашкевич считает, однако, что желание нового владельца вполне выполнимо. По его словам, в Сочи уже есть отели, работающие в таком формате. Стоимость проживания в «Azimut отель Сочи» увеличится примерно на 30%, до 4 тыс. руб. в сутки, оценивает Ивашкевич.
«Наиболее эффективно эта схема работает в больших отелях, поэтому «Библио Глобус» без особых проблем сможет перевести на нее сочинский отель», — уверен вице-президент Федерации рестораторов и отельеров России Вадим Прасов.
К формату «все включено» россияне пристрастились на массовых туристических направлениях, в первую очередь в Турции и Египте. В Россию он пришел примерно в середине 2000-х, но особенно активно стал развиваться последние два года, когда въездным туризмом занялись международные туроператоры Tez Tour, Coral Travel, TUI, «Пегас Туристик» и «Библио Глобус». Это произошло на фоне ослабления рубля, ограничений на отдых за рубежом для госслужащих, а также запрета на продажу туров в Турцию и Египет. В итоге, по оценкам вице-президента Российского союза туриндустрии Юрия Барзыкина, на популярных российских курортах доля отелей, работающих по системе «все включено», достигла примерно 10%, а «где-то и больше».
Отельер с туристическими наклонностями
Гостиничный комплекс в Имеретинской долине был построен к зимней Олимпиаде 2014 года одной из структур группы «Ренова» Виктора Вексельберга — компанией «Топ проджект». Сумма инвестиций в проект составила 14 млрд руб. Комплекс состоит из двух отелей — четырехзвездочного на 720 номеров и трехзвездочного на 2,88 тыс. номеров. Первый «Ренова» передала образовательному центру «Сириус» два года назад. Второй перешел под управление Azimut Hotels.
Это крупнейшая российская гостиничная компания на сегодняшний день. В ее собственности и управлении находятся около 9 тыс. номеров в 27 отелях в России и Европе. Таким образом, после потери сочинского отеля номерной фонд сети сократится почти на треть. Тем не менее Azimut останется крупнейшей гостиничной сетью: у ближайшего конкурента, «Союз Маринс Групп» (развивает сеть под брендом «Маринс парк отель»), — около 5,5 тыс. номеров.
Компенсировать потерю «Azimut отель Сочи» Azimut рассчитывает к концу 2018 года, рассказала Пальчунова. Управляющий партнер Colliers International Николай Казанский считает эти планы реалистичными, учитывая, что у компании большой опыт по реконструкции гостиниц и увеличению количества отелей под своим управлением. «Что же касается «Библио Глобуса», то здесь сложно делать какие-то прогнозы, так как эта компания больше известна как туроператор и не занималась прежде управлением гостиницами», — говорит Казанский.
Многопрофильный туристический оператор «Библио Глобус» первоначально специализировался на турах на Кипр, в Таиланд и Тунис. Затем к ним добавились Греция, Турция и Египет. С 2014 года компания занялась внутренним туризмом. В качестве туроператора «Библио Глобус» уже имел опыт работы с «Azimut отель Сочи». В 2015 году он выкупил 25% номеров под размещение своих туристов, сообщил источник РБК. Однако в 2016 году эту квоту он не получил, в том числе потому, что спрос на номера вырос, а туроператор выкупал их со значительной скидкой, говорит источник РБК.