Перейти к основному контенту
Бизнес ,  
0 

Больше Голливуда: почему «Формулу-1» покидает создатель ее бизнес-модели

Гендиректор Formula One Group Берни Экклстоун покинул свой пост. Именно он превратил «Формулу-1» в коммерчески успешный проект. Но Экклстоуну 86 лет, он не любит гаджеты и соцсети, а новые акционеры хотят изменений
Гендиректор Formula One Group Берни Экклстоун
Гендиректор Formula One Group Берни Экклстоун (Фото: Reuters/Pixstream)

«Всему, что со мной случилось, я обязан удаче», — говорил РБК Берни Экклстоун. В далеком 1958 году Берни дважды пытался пройти квалификацию для участия в Гран-при, однако не сумел показать нужное время. В итоге гонщиком он не стал, зато возглавил сначала гоночную команду, а затем превратил «Формулу-1» из хобби энтузиастов в успешный бизнес.

О том, что дни Берни Экклстоуна в качестве главы самой престижной гоночной серии в мире сочтены, стало известно в сентябре 2016 года, когда было объявлено о сделке по покупке Formula One Group (FOG) американской компанией Liberty Media.

Liberty Media — ключевой актив 75-летнего миллиардера Джона Мэлоуна, которого в США называют Cable Cowboy (Кабельный Ковбой). Свое состояние $7,2 млрд, по оценке Forbes, он заработал на кабельном телевидении, его компания контролирует Discovery Channel и BBC America. Также у него есть интересы в спорте, например он владеет бейсбольным клубом Atlanta Braves.

«Формула-1» — давняя мечта Мэлоуна, он приценивался к компании еще в 2014 году, но тогда договориться не удалось. «Мы вовлечены в обсуждение, которое может растянуться навечно. Мы сохраняем интерес к «Формуле», но чтобы найти принцессу, нужно поцеловать многих лягушек», — заявил тогда Мэлоун. Осенью 2016 года «принц» и правильная «лягушка», наконец, встретились.

«Я просто ухожу»: Берни Экклстоун покинул пост главы «Формулы-1»
Фотогалерея 
Бернард Экклстоун родился 28 октября 1930 года в деревне Сент-Питер-Саут-Элмем на востоке Великобритании. После окончания школы вместе с Фредом Комптоном основал фирму Compton&Ecclestone, занимавшуюся торговлей мотоциклами.

Liberty Media приобрела в общей сложности 38,1% FOG через зарегистрированную в офшоре Джерси компанию Delta Topco у инвестиционного холдинга CVC Capital Partners, контролировавшего совет директоров FOG. CVC получила $1,1 млрд деньгами и $3,3 млрд новыми акциями FOG, сохранив за собой места в совете директоров. Кроме того, Liberty Media взяла на себя долг $4 млрд.

Остальные 61,9% по-прежнему принадлежат миноритариям — инвестфондам Waddel & Reed, BlackRoc Waddel & Reed, BlackRock, Norges Bank и др. По подсчетам Forbes, СVC, выкупившая пакет FOG за $956,6 млн, за десять лет получила около $4,4 млрд в виде дивидендов, денег за проданные пакеты акций и т.д. Сам Берни Экклстоун после сделки остался владельцем крупного пакета FOG — 2% принадлежат ему лично, еще 5,4% — через семейный траст Bambino Holdings.

«Формула» в цифрах

26 лет — средний возраст пилота «Формулы-1». В середине прошлого века в гонках участвовали 40–50-летние гонщики

2–3 кг теряет за одну гонку пилот. Температура в машине порой достигает 50°C, а с собой у пилотов только 0,5 л воды

€36,5 млн составила зарплата самого высокооплачиваемого гонщика «Формулы-1» Фернандо Алонсо из команды McLaren в 2016 году, россиянин Даниил Квят из команды Red Bull заработал €680 тыс. 

47 пилотов погибли за все существование «Формулы-1», однако гонки становятся все более безопасными. Если в 1950-е годы погибли 18 гонщиков, то в 2010-х — один

0,53 составил рейтинг TVR (выраженный в процентах размер аудитории) Гран-при России-2016, для сравнения — рейтинг матча чемпионата Европы «Россия — Уэльс» был 8,1

600 т грузов доставляется для организации заездов Гран-при

1,2 млрд руб. составили затраты на организацию Гран-при в Сочи, по словам экс-министра спорта РФ Виталия Мутко

Источник: TNS, Men's Health Россия, РБК, formula1.com

Телевидение и деньги

Сын рыбака, Экклстоун работал лаборантом в химической лаборатории, где проверяли состав бензина. Потом занялся торговлей запчастями для мотоциклов, а вскоре открыл дело по торговле подержанными автомобилями и сделал свой бизнес одним из крупнейших в этой нише. В 1972 году Берни купил гоночную команду «Брэбэм». В качестве владельца команды стал членом Ассоциации конструкторов «Формулы-1». «Брэбэм» быстро прославилась, а ее пилот Нельсон Пике победил в нескольких международных гонках, но Экклстоуну этого было мало. В устройстве F1 не было единообразия — если команда не могла договориться со своим агентом и отказывалась участвовать в гонке, то и телевидение ее не показывало. Гонки мало походили на бизнес, это было сборище обеспеченных энтузиастов.

В 1981-м Экклстоун изменил это положение. Сначала он договорился с разными командами подписать соглашение, по которому они обязывались участвовать в гонках и уже не могли отказаться от соревнований из-за разногласий со своими менеджерами. Потом он отправился к телевизионщикам и попросил у них гарантий, что они будут освещать гонки целиком, раз уже не было опасности, что какая-то из команд откажется от участия. Те согласились.

Изначально условия соглашений с телеканалами контролировали команды гонщиков, но переговорщиком от их имени выступал именно Берни. В 1982 году он подписал соглашение с Европейским союзом телетрансляторов (European Broadcasting Union) о гарантированном показе соревнований. Зная о таких условиях, спонсоры — производители двигателей в известных европейских автомобильных компаниях — стали платить командам больше, а те — больше тратить на усовершенствования двигателей для соревнований и на оплату пилотов.

В 1987 году Экклстоун создал компанию Formula One Promotions and Administration, которая получила часть доходов от телетрансляций гонок и стала распределять деньги на призы командам и гонщикам.​ Экклстоун продал команду «Брэбэм» и переключился на организацию гонок. Вскоре лучшие пилоты в его соревнованиях получали по $10–12 млн. А среди поставщиков команд оказались ведущие разработчики моторов — Honda, Renault, Porsche, Lamborghini.

Сегодня серия «Формула-1» — это 21 гонка на автодромах по всему миру с марта по ноябрь, в которых участвуют 11 команд. Компания FOG — непубличная, но Forbes оценивает ежегодную выручку организаторов гонок в $1,8 млрд, около половины этой суммы составляет призовой фонд, который делят между собой команды-участницы, исходя из занятого их гонщиками места в каждой конкретной гонке.

Доход приносят продажа прав на телетрансляции (около 30% выручки), примерно такую же сумму платят организаторы Гран-при на местах за право проведения соревнований. Например, контракт Гран-при в Сочи оценивается в $60 млн. Еще  источниками дохода являются спонсорство и реклама — они приносят около 15% от выручки. Среди глобальных партнеров F1 — Rolex, Heineken, Pirelli, UBS, Tata и Emirates. Российскими спонсорами успели побывать «Газпром», «Сибур», АвтоВАЗ, «Аэрофлот», МТС, «МегаФон» и др., но дольше одного сезона контракты не длились.

Самый преданный отечественный спонсор «Формулы-1» — «Лаборатория Касперского», которая спонсирует гонки с 2010 года. «У меня есть мечта. Когда Ferrari получает Кубок конструкторов, в Маранелло на доске почета появляется изображение машины команды и остается там навеки. Мне бы очень хотелось, чтобы в историю вошел болид Ferrari с моим логотипом», — говорил РБК Евгений Касперский. В презентации Liberty Media подчеркивается, что общая стоимость долгосрочных (до 2026 года) партнерских контрактов «Формулы» составляет $9,3 млрд.

Добавить Голливуда

Преемником Берни Экклстоуна на посту CEO F1 стал 62-летний Чейси Кери. Обладатель запоминающихся густых усов сделал успешную карьеру медиаменеджера в структурах News Corp Руперта Мердока. Сам австралийский медиамагнат публично называл Кери своим будущим преемником у руля медиаимперии. После реорганизации News Corp в 2013 году Кери был назначен операционным директором компании 21st Century Fox — конгломерата, в который объединены принадлежащие Мердоку активы в кино- и телеиндустрии. Компания Liberty Media миллиардера Джона Мэлоуна, купившая Formula One Group, является крупнейшим акционером News Corp (при этом у семьи Мердок остается больше голосующих акций).

Преемник Берни Экклстоуна на посту CEO F1 Чейси Кери (на фото)
Преемник Берни Экклстоуна на посту CEO F1 Чейси Кери (на фото)

Новые владельцы не скрывают, что рассчитывают сделать самые скоростные автогонки более популярными в богатых США. F1 всегда вызывала огромный интерес в Европе, а с недавних пор и на растущих рынках Азии, однако в США всегда оставалась в тени других гоночных серий — Nascar, IndyCar и других. Этапы F1 проводились на американских трассах с 1959 года, однако низкий зрительский интерес и конфликты владельцев американских трасс с организаторами F1 неоднократно приводили к тому, что Гран-при США на несколько лет уходил из расписания гонок сезона. Так, соревнования в США не проводились с 1992 по 2000 год и с 2008 по 2012 год.

Последние пять сезонов гонщики соревнуются в США на трассе неподалеку от города Остин в Техасе, при этом посещаемость соревнований на этом этапе неуклонно падает. Интересу американцев не способствует и отсутствие в гонках американских гонщиков и сильных команд. В последнем чемпионате приняла участие только одна американская «конюшня» Haas, высшим достижением которой стало пятое место ее гонщика на одном из этапов. «Я достаточно много времени провел в американской серии IndyCar и хочу сказать, что за океаном умеют делать настоящие автоспортивные шоу, — говорит гонщик программы SMP Racing Михаил Алешин​. — Причем это нисколько не вредит спортивной составляющей. Ожидаю, что новые руководители «Формулы-1» также придадут гонкам этот элемент зрелищности, которого сейчас явно не хватает».

Россия и «Формула-1»

Трансляции «Формулы-1» стартовали в России в 1992 году, когда ВГТРК заключила первый контракт на показ гонок. Весной этого года российское телевидение будет отмечать в прямом эфире 25-летие гонок. За это время «Формула-1» мигрировала с канала на канал, успев побывать на «ТВ Центре», РЕН ТВ, после чего неизменно возвращалась на спортивные каналы ВГТРК. Сейчас права на показ «Формулы-1» принадлежат структуре «Матч ТВ». Практически неизменно «Формулу» комментировал Алексей Попов, который и сейчас работает в структуре «Матч ТВ».

Последние семь лет рейтинги «Формулы» постепенно снижаются, что может быть связано с тем, что в прошлом остались успехи Виталия Петрова и Даниила Квята. Сейчас стабильно рейтинги на ТВ собирает лишь российский этап «Формулы» Гран-при Сочи, но и они невелики, если сравнивать с другими видами спорта.

Например, рейтинг TVR первого Гран-при в Сочи в 2014 году был 1,22 на канале «Россия 1», в 2015-м  — 1,05, а в 2016-м — 0,53, правда, транслировал гонки менее популярный канал «Матч ТВ». Рейтинги самых популярных соревнований по футболу превышали в 2016 году 8 TVR.

Перед новым менеджментом стоит также задача остановить падение доходов от продажи прав и спонсорских контрактов: начиная с 2008 года глобальная телеаудитория гонок F1 снизилась с 600 млн до 400 млн человек. Чейси Кери говорит, что видит возможность восстановления роста популярности в продвижении гонок через более современные каналы, в частности, с помощью социальных сетей и стриминговых медиа. 86-летний Экклстоун, по мнению многих экспертов, не давал развиваться бизнесу в этом направлении, так как не принимал всерьез социальные сети в качестве канала продвижения. «Мы работаем с телевидением, это прежде всего», — заявлял он в интервью РБК.

Кери, напротив, говорит, что «готов инвестировать в цифровые платформы. В отличие от своего предшественника, который заявлял, что смотрит на бизнес F1 «глазами дилера подержанных автомобилей», новый глава «королевских гонок» подчеркивает, что будет ориентироваться на свой опыт медиаменеджера, выбирая пути и стратегии развития. «Я понимаю, как продавать это шоу не только при помощи традиционных СМИ, но и при помощи современных цифровых медиа, — заявил Кери в интервью официальному сайту F1. — За 30 лет в медиа я научился работать с крупным и сложно устроенным бизнесом и с непростыми личностями в нем — ведь перед приходом в F1 я неплохо потренировался на Голливуде».

Еще одной проблемой, которая стоит перед Liberty Media, является возвращение зрелищности состязаниям. Забота о безопасности пилотов практически исключила обгоны на трассе, а разница в классе машин делает результат всего сезона предсказуемым. «Даже на многоуровневой парковке обгонов больше, чем здесь», — высказал мнение, разделяемое многими поклонниками автогонок, экс-ведущий популярного телешоу Top Gear Джереми Кларксон. Эту проблему только с помощью новых медиа не разрешить.

Взгляд со стороны

«Берни — диктатор, работает по старинке»

Андрей Лось, заместитель главного редактора портала F1News.Ru:

«О том, что «Формула-1» в скорой перспективе обретет новых хозяев, поговаривали давно, этого не скрывал и сам мистер Экклстоун, и причина ожидавшихся перемен прежде всего была связана с бизнесом. С 2006 года экономику чемпионата мира контролировал британский инвестиционный фонд CVC Capital Partners, но рано или поздно он должен был этот актив перепродать, вопрос был только в подходящем моменте и подходящем покупателе. В лице корпорации Liberty Media такой покупатель нашелся, и когда в прошлом сентябре стало известно, что американцы приобрели первый пакет акций, стало понятно, что наступает осень патриарха.

Сначала предполагалось, что Экклстоун продолжит работать еще года три и при новых хозяевах, причем сохранив серьезные полномочия, но, вероятно, в Liberty осознали, что Берни по всем своим подходам к делу — диктатор, что работает он по старинке, что для него важны личные связи, а для скрепления любого контракта достаточно просто слова джентльмена и рукопожатия.

Все это как-то не очень вписывалось в рамки современной корпоративной этики с ее формализмом и подчеркнутой политкорректностью. Тем более вряд ли Экклстоун согласился бы работать под чьим-то началом на вторых ролях. Он этого просто не умеет, и в свои 86 лет ему поздно меняться.

Я помню первое впечатление, которое он на меня произвел: это было на Гран-при Бахрейна 2005 года, я увидел его в паддоке в окружении нескольких арабских шейхов, плотных мужчин, все они были выше его ростом. Но одного взгляда на эту сцену было достаточно, чтобы понять: могущество арабских шейхов несколько преувеличено, а настоящий властелин мира — это Берни Экклстоун. По крайней мере это относилось к тому миру, который он создал сам, — к «Формуле-1». Без него чемпионат станет другим».

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.


 

Лента новостей
Курс евро на 29 ноября
EUR ЦБ: 116,14 (+3,05)
Инвестиции, 28 ноя, 17:55
Курс доллара на 29 ноября
USD ЦБ: 109,58 (+1,57)
Инвестиции, 28 ноя, 17:55
Пожарные в Тбилиси слили на дорогу воду под аплодисменты протестующихПолитика, 05:51
В Росавиации сообщили о дозаправке в Каракасе рейсов из Москвы в ГавануОбщество, 05:38
Минобороны Норвегии анонсировало центр десантных операций НАТО в АрктикеПолитика, 05:12
Фицо заявил о невозможности победы над фашизмом без СССРПолитика, 05:09
Ученые объяснили долетевший до Земли удар «галактическим каннибализмом»Технологии и медиа, 05:00
Кнайсль назвала «грязной игрой» поставки оружия в Сирию и на УкраинуПолитика, 04:42
Богомаз сообщил о гибели ребенка при массированной атаке дроновПолитика, 04:24
Скидки на подписку до 60%
Максимальная выгода до 2 декабря
Купить со скидкой
В Таллин прибыли шесть военных кораблей НАТОПолитика, 04:16
Госдеп убрал из поста в X о Грузии упоминание о России и ЕСПолитика, 03:50
При падении железной птицы на фестивале во Франции пострадали 13 человекОбщество, 03:50
В Петербурге перекрыли дамбу из-за угрозы повышения уровня воды в НевеОбщество, 03:24
В Сирии опровергли сообщения о попытке госпереворотаПолитика, 03:08
В Калужской области начался пожар после атаки беспилотникаПолитика, 03:00
Зеленский сообщил о новом пакете помощи США Украине в размере $725 млнПолитика, 02:35