Путину расскажут о сильнейшем за последние годы давлении на бизнес
2015 год стал самым тяжелым для российского бизнеса с момента последней гуманизации Уголовного кодекса, которую провел Дмитрий Медведев в 2011 году в бытность президентом. Количество случаев уголовного преследования предпринимателей, неуклонно снижавшееся с 2008 года, в прошлом году выросло сразу на 20%, говорится в проекте доклада уполномоченного при президенте по правам предпринимателей Бориса Титова (копия есть у РБК, представитель Титова подтвердил эти данные). Доклад будет представлен президенту Владимиру Путину ориентировочно в конце мая, сообщил РБК представитель аппарата бизнес-омбудсмена.
Доклад о состоянии предпринимательства и делового климата Титов вносит Путину ежегодно. В этом году бизнес-омбудсмен предложит пакет поправок в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы, которые, как он надеется, позволят снизить уровень уголовного преследования бизнесменов.
В 2015 году правоохранительные органы выявили 255,25 тыс. экономических преступлений — это максимум с 2010 года, говорится в документе. Возбуждено 234,62 тыс. уголовных дел. При этом число осужденных лиц уменьшилось по сравнению с 2014 годом на 1,5 тыс. — до 34 903. В том числе на четверть выросло число зарегистрированных преступлений по всем составам ст.159 УК РФ (мошенничество). В прошлом году было зарегистрировано 200,632 тыс. таких преступлений — максимум по крайней мере с 2008 года. Как отмечается в докладе, в 2011 году — до принятия четвертого пакета гуманизации УК РФ и до выделения из 159-й статьи нескольких составов — по единственной действовавшей тогда ст.159 было зарегистрировано 147,5 тыс. преступлений.
Растет и число возбуждаемых уголовных дел по налоговым статьям (198–199.2 УК РФ). Дело в том, что в конце 2014 года изменился порядок возбуждения таких дел: если раньше поводом для возбуждения уголовного дела по этим статьям являлись исключительно материалы налоговых органов, то теперь к ним добавились заявление о преступлении, сообщение о совершенном или готовящемся преступлении и ряд других поводов. Как ранее сообщал РБК, поводом для такого изменения законодательства стало недовольство силовых ведомств недостаточной эффективностью расследования налоговых преступлений. За 2015 год число возбуждаемых в налоговой сфере уголовных дел увеличилось на 62%, тогда как число приговоров — только на 16%.
В декабре 2015 года на эту проблему обращал внимание в своем послании Владимир Путин. Ссылаясь на статистику деловых организаций, он сказал, что за 2014 год следственными органами возбуждено почти 200 тыс. уголовных дел по экономическим составам, но до суда из них дошло только 46 тыс., еще 15 тыс. дел «развалилось в суде». «Получается, если посчитать, что приговором закончилось лишь 15% дел. При этом абсолютное большинство, около 80%, 83% предпринимателей, на которых были заведены уголовные дела, полностью или частично потеряли бизнес. То есть их попрессовали, обобрали и отпустили», — говорил Путин.
Все больше для людей, подозреваемых в совершении экономических преступлений, избираются меры пресечения, связанные с лишением свободы, говорится в докладе. На 1 февраля 2016 года число лиц, находящихся в СИЗО по экономическим статьям (до вынесения приговора), составило 6539 человек (для сравнения, на 1 апреля 2012 года в СИЗО находилось 3840 человек). Также растет число тех, кто находится под домашним арестом: 2831 обвиняемый и подозреваемый (а например, в июле 2015 года таких было 1526), говорится в докладе.
Что предлагается
«Несмотря на многочисленные поручения президента Российской Федерации и правительства Российской Федерации по изменению уголовного законодательства, ситуация в сфере уголовного законодательства ухудшается, поручения фактически не исполняются», — говорится в докладе. Чтобы исправить ситуацию, Титов предлагает несколько мер.
Как следует из проекта доклада, президенту будет предложено изменить систему дознания и предварительного следствия, передав расследование всех преступлений по экономическим статьям УК РФ в один правоохранительный орган, что должно, по замыслу предпринимательского сообщества, снизить уровень давления на бизнес. В качестве примера приводится финансовая полиция Италии Guardia di Finanza. Сейчас расследованием преступлений по экономическим статьям занимаются МВД, Следственный комитет и ФСБ. При этом 90% приходится на МВД, еще около 10% — на СК, говорит РБК источник в аппарате бизнес-омбудсмена.
Как наказывают за экономические преступления
255,3 тыс. экономических преступлений было зарегистрировано в России в 2015 году. Из них более 200 тыс. — по мошенническим статьям
34,9 тыс. человек были осуждены в 2015 году по мошенническим статьям. 7,7 тыс. осужденных получили тюремные сроки
На 70% с апреля 2012 года по 1 февраля 2016 года выросло число людей, находящихся в СИЗО по экономическим статьям
В 45% случаев, по оценкам экспертов, причиной «разрыва» между количеством выявленных преступлений в сфере предпринимательства, возбужденных уголовных дел и количеством вынесенных приговоров является коррупция среди правоохранительных органов
В 90,6% случаев удовлетворяются ходатайства о первом избрании меры пресечения в виде заключения под стражу для экономических преступлений
Около 2 млн проверок бизнеса, по данным Минэкономразвития, было проведено в 2014 году
Источник: доклад уполномоченного при президенте РФ по защите прав предпринимателей
«Пока вопрос с тем, кому можно передать «экономические дела», не решен. Но ясно, что если передать их Следственному комитету, то эту службу придется переформатировать и увеличить ее штат», — говорит источник.
Кроме того, предлагается ограничить органы дознания по ряду полномочий. В частности, предлагается внести в УПК изменения, устанавливающие обязанность органов дознания и следствия обязательно согласовывать такие ходатайства с прокурором до обращения с соответствующим ходатайством в суд. В докладе Титова говорится, что ходатайства о первом избрании меры пресечения в виде заключения под стражу людей по экономическим преступлениям, прописанным в 22-й главе УК РФ, удовлетворяются в 96% случаев, ходатайства о продлении такой меры пресечения — в 98% случаях. Еще одно предложение касается изменения порядка возбуждения уголовных дел в отношении предпринимателей — Титов предлагает делать это только с санкции прокурора либо главы следственного органа.
Кроме того, бизнес-омбудсмен продолжает настаивать на том, что по отдельным экономическим преступлениям небольшой и средней тяжести (например, по ст.180, 194, 199 УК РФ) за первое нарушение не стоит вводить уголовное наказание, а привлекать к уголовной ответственности нужно «только в случае повторного правонарушения, совершенного в течение определенного периода времени после первого».
Также он предлагает расширить перечень подпадающих под действие ст.76.1 УК РФ (освобождение от уголовной ответственности по делам о преступлениях в сфере экономической деятельности) «экономических составов» и изменить подход к возмещению ущерба. По ряду статей сейчас предусматривается освобождение от уголовной ответственности только после возмещения ущерба в пятикратном размере. Минэкономразвития предлагало снизить кратность штрафа до двух, говорил РБК в марте представитель ведомства. Титов предлагает освобождать от уголовной ответственности лицо, совершившее экономическое преступление впервые, если оно просто возместило ущерб в полном объеме, без кратного увеличения.
Кроме того, он предлагает в целом увеличить в три раза размер ущерба, признаваемого крупным или особо крупным, по преступлениям в сфере экономической деятельности из 220-й главы УК, а также по ст.146 (нарушение авторских и смежных прав), 158 (кража), 159.1 (мошенничество в сфере кредитования).