Чиновники предложили уравнять ставки по НДС и страховым взносам
Минэкономразвития и Минфин обсуждают налоговый маневр по схеме «21 на 21» — снижение общей ставки страховых взносов до 21% с компенсирующим повышением ставки НДС до 21%, рассказали РБК три источника в финансово-экономическом блоке. Такую конфигурацию предлагает Минэкономразвития во главе с новым министром Максимом Орешкиным, который до конца ноября 2016 года работал в Минфине. В Министерстве финансов эти цифры знают, но нельзя говорить, что это согласованная позиция двух ведомств, сказал РБК федеральный чиновник, знакомый с обсуждением. Необходимо просчитать все последствия, оценить влияние таких изменений на экономику и бизнес, говорит он.
Концептуально идею снизить нагрузку на работодателя и повысить косвенный налог (НДС) в Минфине одобряют, но дискуссия еще не закрыта, подтверждает источник в ведомстве. «21 на 21» не окончательный вариант, говорит он, а одна из версий; итоговое решение по ставкам будет обсуждаться со всеми заинтересованными сторонами и ведомствами. Эта концепция еще не дошла до правительства и пока обсуждается на межведомственном уровне, указывает собеседник РБК.
Официальный представитель Минэкономразвития не подтвердил эти параметры, сказав, что «такой информации нет». Представитель Минфина не ответил на запрос РБК.
Об идее перераспределить налоги в интересах повышения конкурентоспособности экономики министр финансов Антон Силуанов впервые заговорил в сентябре 2016 года. Минфин считает, что в России слишком высокая нагрузка на фонд оплаты труда — ее нужно снижать, прежде всего за счет отчислений работодателей в социальные фонды, говорил позднее Силуанов. Другие чиновники Минфина прямо говорили, что речь идет о снижении страховых взносов (по сути — прямого налога) и повышении НДС (косвенного налога). Общая налоговая нагрузка в системе от этого не вырастет, неоднократно подчеркивал Минфин. Из-за того что прямая нагрузка «достаточно велика», особенно в части нагрузки на фонд оплаты труда, предприниматели мотивированы на то, чтобы оставаться в серой зоне и уклоняться от уплаты налогов, говорил Силуанов.
Ставка НДС в России с 2004 года составляет 18% (реализация некоторых товаров, таких как детские товары или продукты питания, облагается по ставке 10%, а при экспорте применяется нулевая ставка). НДС — крупнейший и постоянно возрастающий источник налоговых поступлений в федеральный бюджет с долей 34% в общих доходах за 2016 год. А к 2019 году доля поступлений от НДС должна вырасти до 39,5%, следует из закона о бюджете на 2017–2019 годы.
Выше только в Белоруссии и на Украине
Совокупная налоговая ставка для российской компании среднего размера составляет 47,4% от прибыли, из которых 36,1% — это налоги на труд, говорилось в исследовании PwC и Всемирного банка Paying Taxes-2017, опубликованном в середине ноября. С этой точки зрения по нагрузке налогов на труд Россия уступает только Украине и Белоруссии в регионе Средней Азии и Восточной Европы, следовало из доклада.
В России предприятия уплачивают из собственных средств взносы во внебюджетные фонды — Пенсионный фонд и фонды социального и медицинского страхования (по сути, прямой налог). Действующая общая ставка взносов — 30% с зарплат: 22% в Пенсионный фонд, 5,1% в ФОМС и 2,9% в ФСС. При этом для взносов в ПФР и ФСС действует регрессия: при превышении зарплаты работника установленных величин нарастающим итогом с начала года ставки отчислений снижаются. В декабре 2016 года Антон Силуанов говорил журналистам, что если снижать общую ставку страховых взносов, то пороги можно было бы отменить.
Инициатива со снижением страховых тарифов не устраивает Министерство труда: непонятно, каким образом будут компенсироваться выпадающие доходы внебюджетных фондов, включая Пенсионный. Снижение страховых тарифов будет означать только одно: нагрузка на федеральный бюджет увеличится и потребуется больший трансферт в систему обязательного страхования, сообщила пресс-служба Минтруда в ответ на запрос РБК. Сейчас ставка 22% по взносам в Пенсионный фонд и так является льготной (вместо общеустановленного тарифа 26%), и для компенсации расходов на выплату пенсий существует трансферт из федерального бюджета, говорит представитель ведомства.
Снижение ставки социальных взносов до 21% приведет к существенному выпадению доходов бюджета, считает Александра Суслина из Экспертной экономической группы. Непонятно, на какой результат от этой меры рассчитывают чиновники, — вряд ли снижение ставки приведет к выходу из тени, рассуждает она. «21% — не так уж мало. Если вы сейчас в тени, то платите 0%. А если не платили 30%, то вы и 21% платить не будете», — объясняет Суслина. В свою очередь, повышение НДС — мера непродуманная и спорная. Даже если будет ликвидирована льготная ставка НДС, то увеличение поступлений по этому налогу не компенсирует бюджету потери от снижения поступления соцвзносов. Общие потери бюджетной системы от такого маневра составят порядка 500 млрд руб., оценивает Суслина. Кроме того, от повышения НДС пострадают конечные потребители — обычные граждане: цены вырастут, а доходы — нет.
Обсуждать повышение НДС, пока не достигнут и не закреплен ориентир Центробанка по инфляции в 4%, преждевременно, считает главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова. Повышение ставки НДС — инфляционная мера, которая неизбежно приведет к повышению цен, соглашается она, поэтому окончательное решение следует принимать тогда, когда инфляционные риски будут меньше, — возможно, после президентских выборов 2018 года. Снижение отчислений в социальные фонды стало бы определенным подспорьем для бизнеса, считает Орлова, однако большего эффекта удалось бы достигнуть, если сочетать эту меру с повышением НДФЛ, считает она.
Экономисты по-другому называют предлагаемый налоговый маневр фискальной девальвацией. Она упоминалась в рекомендациях Международного валютного фонда и Европейского центробанка по преодолению кризиса в еврозоне. В общем виде речь идет о снижении налогов, которые влияют на стоимость производства (страховые взносы за работников или налог на прибыль), за счет увеличения налогов на конечное потребление, таких как НДС. В теории это делает товары более дешевыми и более привлекательными на международных рынках, то есть дает эффект, сравнимый с девальвацией национальной валюты.