Владимир Мау предупредил об угрозе повторения ошибок 1980-х
Российская экономика в ее нынешнем состоянии напоминает экономику СССР, какой она была во второй половине 80-х годов прошлого века, считает ректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте (РАНХиГС) Владимир Мау.
«В моем понимании, наша экономическая ситуация очень напоминает вторую половину 1980-х годов, и очень важно избежать рисков повторений экономической политики второй половины 80-х <...> Один из важнейших конфликтов, с которым мы сейчас сталкиваемся, — практически все, что способствует росту в краткосрочной перспективе, подрывает основы устойчивого роста в среднесрочной перспективе, и наоборот», — заявил Мау на проходящей в Санкт-Петербурге конференции «Устойчивое развитие: общество и экономика» (цитата по ТАСС).
Ректор РАНХиГС отметил, что именно сейчас важно избежать повторения ошибок, допущенных в экономической политике три десятилетия назад. «Критерии успешности политики на ближайшие годы, в моем понимании, — это, прежде всего, позитивная динамика частных инвестиций, доступность кредитов, низкая реальная процентная ставка, а значит, низкая инфляция и диверсификация экспорта», — пояснил Мау.
Достижение после длительного спада «дна», по словам ректора президентской академии, еще не означает, что экономика сумеет «оттолкнуться» и автоматически перейдет к росту. В частности, экономика Японии, по словам Мау, не росла более двух десятков лет.
В декабре 2015 года Владимир Мау в интервью РБК говорил, что запас прочности экономики у России сейчас «существенно выше», чем тот, что был у СССР.
«Российское руководство в 2000-е годы учло опыт 1980-х годов, сейчас российская экономика более гибкая, в частности, в плане валютного курса и ценообразования. У нас очень низкий долг, есть резервы. И все-таки есть «морально-политическое единство партии и народа», о котором не могли мечтать советские лидеры. Его, конечно, нельзя переоценивать, но надо понимать, что выросло целое поколение, которое считает, что порядок и стабильность — это хорошо», — отметил тогда ректор РАНХиГС.
В то же время Мау указал на опасность повторения допущенных во времена СССР ошибок вроде раздувания бюджетного дефицита или малоосмысленных госинвестиций. «Самое опасное сейчас — заняться стимулированием роста через рытье котлованов, прокладывание трасс не пойми куда и так далее... Словом, погоня за цифрами роста ценой качества роста», — отметил Мау.
Ранее о том, что нынешнее состояние российской экономики напоминает советскую, говорил председатель совета директоров Альфа-банка Петр Авен. По его словам, в последние годы существования Советского Союза наблюдались тенденции, схожие с тем, что происходит в современной России. «Начиная со второй половины 1960-х годов советская экономика начала явно затухать. Каждый год темпы роста падали. Происходило то, что Войнович потом написал в книжке про Ивана Чонкина: «Дела в колхозе шли плохо, то есть не так что бы очень плохо — можно даже сказать, что и хорошо, но с каждым годом все хуже и хуже», — говорил Авен летом 2015 года, выступая с лекцией в Российской экономической школе. Он отмечал, что переоценивать значение нефти в то время не стоит. «Западный ширпотреб покупался на те деньги, которые давала нефть, — стабильное социальное положение во многом достигалось наличием нефтяных доходов, которые рухнули в 1986-м», — отмечал он.