Впервые за десять лет отпуск ухудшил настроение россиян
Международная компания Nielsen оценила значение Индекса потребительского доверия россиян: в третьем квартале он оказался равен 74 (падение на четыре пункта по сравнению с предыдущим кварталом). Исторический минимум в 72 пункта был зафиксирован в первом квартале 2015 года (исследование проводится с 2005 года). «Таким образом, признаки пробудившегося в предыдущем периоде потребительского оптимизма развития не получили», — говорится в пресс-релизе компании, посвященном исследованию.
В предыдущие десять лет индекс в третьем квартале «ни разу не скатывался в негативный тренд» (либо оставался стабильным, либо показывал рост), что было следствием «общего приподнятого настроения в постотпускной период», пишет Nielsen. И вот теперь послеотпускной эффект не проявился.
Индекс Nielsen рассчитывается с использованием трех показателей: оценки потребителями перспектив на рынке труда, характеристики собственного финансового положения и готовности тратить денежные средства. Если индекс превышает 100, это свидетельствует о том, что в среднем людей, настроенных оптимистически по этим параметрам, больше, чем пессимистов. Если значение индекса ниже 100, наблюдается превышение числа пессимистично настроенных граждан над числом оптимистов. Эксперты Nielsen провели свое исследование в 60 странах и опросили более 30 тыс. онлайн-потребителей в период между 10 августа и 8 сентября 2015 года.
Отчасти наблюдаемая динамика связана с августовским ослаблением рубля: все понимают, что это знак, что цены снова будут расти, пояснила коммерческий директор Nielsen в России Илона Лепп. Кроме того, сказалось то, что от привычного отдыха в этом году пришлось отказаться.
Наконец, по словам эксперта, значительно выросла доля тех, кто считает, что страна в рецессии, — сложился такой информационный фон, что люди поняли: кризис пройдет нескоро.
Действительно, доли тех, кто считает, что экономика России находится в состоянии рецессии, и тех, кто полагает, что в скором времени из кризиса страна не выберется, достигли 79 и 45% соответственно. Эти цифры выше результатов прошлого квартала на 15 и на 11 п.п.
Показатели экономии увеличиваются по всем отслеживаемым Nielsen группам товаров и услуг, включая туристические поездки. 58% опрошенных экономят на одежде (на 2 п.п. больше, чем в предыдущем квартале), 57% респондентов сократили расходы на развлечения (+3 п.п.), 52% ограничивают затраты на короткие отпуска и выходные (+7 п.п.).
«На фоне общего привыкания к плохим новостям мы не ожидаем ни существенного роста, ни существенного падения потребительского доверия в ближайшее время — конечно, при условии отсутствия новых внешних шоков», — говорит Илона Лепп.
Потребительские настроения оценивает и Центр конъюнктурных исследований НИУ ВШЭ. Их данные тоже свидетельствуют об ухудшении потребительских настроений. В третьем квартале потребительская уверенность, по данным ВШЭ, снизилась на 1 п.п. «Основными негативными драйверами, повлиявшими на снижение ИПУ [индекс потребительской уверенности] в отчетном периоде, стали частные индексы, отражающие мнения респондентов относительно ожидаемых изменений в экономике России и личном материальном положении», — говорится в исследовании ВШЭ.
По данным Росстата, за январь—сентябрь 2015 года реальные располагаемые доходы россиян сократились на 3,3%. Благоприятного финансового состояния в ближайший год ожидают только 36% опрошенных Nielsen потребителей. Согласно результатам опроса ВЦИОМа, проведенного в конце сентября, около трети граждан опасаются проблем с заработной платой: 36% респондентов беспокоятся о возможном снижении оклада, 31% отметили опасения, связанные с задержками выплат. Эти цифры меньше, чем результаты начала года (в январе доли были 40 и 37%, соответственно), но выше, чем летние показатели (32 и 30% по результатам июльского опроса).
25–26 июля ВЦИОМ проводил исследование потребительского поведения, в котором людям среди прочего задавали вопрос «Есть ли что-то такое, от чего Вам пришлось совсем отказаться в связи с кризисом?». 12% респондентов назвали путешествия, причем это был самый популярный вариант ответа из всех прозвучавших. Следующей по частоте упоминаний стала экономия на продуктах питания — о ней сообщили 8% опрошенных.