Россияне перешли на сберегательную модель поведения из-за падения доходов
Непрекращающееся падение реальных доходов (они снижаются уже 11 месяцев подряд и в сентябре, по сравнению с августом, упали еще на 0,6%) заставило россиян окончательно перейти на «сберегательную модель поведения», отмечается в сообщении Минэкономразвития. Проведенный экспертами ведомства мониторинг показал, что россияне стали больше откладывать на черный день и резко сократили расходы на все, что не относится к предметам первой необходимости.
По данным МЭР, снизившись в августе до 14,8%, норма сбережений в сентябре вернулась к росту и составила 15% (с исключением сезонного фактора). «Склонность к сбережениям находится на высоком уровне и отражает желание населения обезопасить себя, создавая резерв на случай возможного ухудшения экономической ситуации», — подчеркивается в мониторинге министерства. В отличие от 2014 года, поясняется в мониторинге, в текущем году денежные расходы и сбережения превышают доходы населения. «Существенное превышение расходов населения над доходами связано, в первую очередь, с переводом наличности, имеющейся на руках у населения, в иные формы сбережений: иностранная валюта, депозитные счета, ценные бумаги», — пояснили в МЭР. Так, за июль—сентябрь 2015 года на покупку иностранной валюты россияне потратили 4,8% своих доходов (против 4,1% в первом—втором кварталах).
Отвечая на рост потребительских цен, население продолжает не только снижать потребление товаров и услуг, но и изменяет структуру своего потребления, отмечают эксперты министерства. В результате россияне переходят на более дешевые товары и услуги, сокращая спрос на предметы роскоши и товары длительного пользования.
По данным МЭР, в сентябре оборот розничной торговли в России сократился в годовом исчислении сразу на 10,4%, что стало худшим результатом с начала 2015 года. При этом продажи пищевых продуктов, напитков и табачных изделий сократились на 9,7%, а непродовольственных товаров — на 10,9%. Изменение структуры потребительского спроса привело к ускорению роста цен на крупы, подсолнечное масло, сахар и другие относительно дешевые и при этом способные долго не портиться продукты. По данным Росстата, за сентябрь средняя по России розничная цена на подсолнечное масло выросла сразу на 5,2%, рис — на 2,2%, прочие крупы — на 1,5%.
«Усиленный рост цен на эти товары обусловлен возросшим спросом, особенно со стороны населения с низкими доходами (доля которых в текущем году увеличилась) на фоне возобновления усиления инфляционных ожиданий. На эти товары за годовой период прирост цен в 2,3–2,8 раза выше, чем в среднем по группе продовольственных товаров без плодоовощной продукции из-за переключения спроса населения на более дешевые товары», — отмечают эксперты МЭР.
В июле 2015 года Росстат зафиксировал небольшой (на 1,4% по сравнению с июнем) месячный прирост реальных доходов населения, который эксперты объясняли тем, что россияне начали тратить свои валютные сбережения. Вырученные при обмене валюты рубли считаются доходом, но уже к сентябрю тенденция себя исчерпает и реальные доходы населения снова начнут сокращаться, пояснила тогда РБК директор Центра анализа доходов и уровня жизни ВШЭ Лилия Овчарова. В реальности валютной подпитки хватило всего на один месяц, и уже в августе реальные доходы россиян в месячном исчислении снова пошли вниз.
Доходы 10% наиболее состоятельных в сентябре 2015 года, по данным Минэкономразвития, в 14,8 раза превышали доходы 10% наименее обеспеченных россиян. Месяцем ранее разница между ними составляла 14,3 раза. Тем не менее в ближайшие месяцы эксперты ведомства ожидают некоторого снижения доли людей, живущих за чертой бедности. К концу года уровень бедности, по прогнозу МЭР, в России составит порядка 13%.
По данным Росстата, за последний год число бедняков выросло примерно на 3 млн человек. К середине года за чертой бедности жили более 20 млн россиян, или 14% населения России. А уже в будущем году число бедняков может вырасти, предупредил ранее бывший министр финансов РФ, глава Комитета гражданских инициатив Алексей Кудрин, подчеркнув, что особенно тяжело придется тем, у кого нет финансовой поддержки семьи или денежных накоплений.