Улюкаев и Силуанов обсудили нефтяной рынок в перспективе 3000 лет
Министр финансов Антон Силуанов призвал обезопасить экономику и финансы от колебаний цен на нефть, ориентируясь на структурную цену в $40–50 за баррель, и создать налоговые стимулы для инвестирования в альтернативные источники энергии. Министр экономического развития Алексей Улюкаев в свою очередь сказал, что такие решения — это «ответ некачественной системы государственного управления». По его мнению, у правительства нет сакрального знания, которое позволит распоряжаться доходами лучше, чем это делают нефтяные компании.
Ошибки прошлого
«С точки зрения госфинансов, мне кажется, абсолютно понятно, что надо делать: надо перестать гадать, какой будет нефть завтра, послезавтра для определения наших прогнозов», — начал свое выступление на деловом завтраке Сбербанка на Петербургском экономическом форуме, озаглавленном «Жизнь после нефти», Антон Силуанов. «Мы сами создаем себе шоки, сами создаем проблемы для бюджета, экономики, курса, денежно-кредитной политики, потому что сами хотим надеяться, что вдруг что-то такое случится, нефть вернется к $100 за баррель, повысят зарплаты, пенсии, и начинаем закладывать это в наши планы», — объяснил он.
По мнению министра финансов, недостаточная жесткость бюджетной политики предыдущих лет была одной из основных ошибок правительства, поэтому снижение цен на нефть оказалось таким болезненным для России. Чтобы избежать повторения ошибок прошлого, Силуанов предлагает «брать при планировании бюджета, экономики, финансовой политики структурную цену на нефть в $40–50 за баррель и исходя из этого строить все остальные финансовые возможности».
При этом министр раскритиковал существующую систему налогового стимулирования нефтегазовых компаний. «Мы ставим задачу любой ценой увеличить объемы добычи. Но нам не нужно любой ценой вкладываться в новые разработки, важна себестоимость нефти, добываемой из этих скважин, она должна быть конкурентоспособной», — пояснил он. Силуанов добавил, что пришло время стимулировать уже альтернативные источники энергии, например, пора ввести льготное налогообложение автомобилей с электрическим приводом.
Наконец, по мнению министра финансов, нужно «стимулировать нефтяников инвестировать доходы не только в нефтяные активы, но и в сопутствующие отрасли — химию, нефтехимию и т.д.». Силуанов считает, что это «то, что останется и тогда, когда будут созданы другие альтернативные источники энергии».
«К сожалению, когда я встречался с нефтяниками и спрашивал, почему они этого не делают, когда есть деньги, хорошая ситуация, почему не вкладывают в другие отрасли, которые имеют высокую маржинальность, они отвечали, что ничего другого не умеют делать», — посетовал он, отметив, что это неправильный взгляд на ситуацию: «Надо же смотреть немного вперед», — резюмировал Силуанов.
Разруха в головах
Министр экономического развития Алексей Улюкаев с тезисами коллеги не согласился. Стремление уйти от углеводородов к альтернативным источникам энергии он счел нелогичным. «Все источники энергии являются возобновляемыми, углеводороды — это солнечная энергия, трансформированная определенным образом, просто все зависит от инвестиционного горизонта, от того, какой у вас горизонт — три месяца или три тысячи лет», — уверен Улюкаев.
Не понравились Улюкаеву и предложения министерства финансов по бюджетному правилу. «Вот как считает мой друг, Антон Силуанов, нужно из головы взять какую-то цену и из нее будем строить нашу жизнь. Шансов на то, что цена будет правильная, ровно столько же, сколько вероятность встретить на улице зеленую обезьяну, — 50%: либо встретите, либо нет. То же самое с ценой на нефть, давайте возьмем ноль, давайте возьмем минус десять. Мне кажется, это совершенно бессмысленное упражнение», — уверен Улюкаев.
Наконец, министр экономического развития раскритиковал инициативы коллег по налоговым льготам. «Короткий ответ «давайте излишки денег возьмем в резервы» — это ответ некачественной системы государственного управления. Чтобы не создавать соблазна неэффективных расходов, вы уводите и куда-то прячете эти средства», — возмутился он.
Правительство не сможет распорядиться средствами лучше компаний, считает Улюкаев. «Мы не верим, что рынок сможет правильно распорядиться этими деньгами, что нефтяные и газовые компании способны разумно инвестировать, мы не верим в то, что финансовая система способна разумно диверсифицировать эти денежные потоки. Мы думаем, что мы — обладатели сакрального знания, мы укажем нефтегазовому сектору, финансовому сектору. Но на самом деле, думаю, такого сакрального знания у нас нет», — объяснил он.
По мнению Улюкаева, нужно «прекратить упражнения по изменению и ухудшению условий работы компаний нефтегазового сектора, дать коллегам возможность спокойно работать и зарабатывать деньги». Задача состоит в том, чтобы построить правильную качественную систему принятия решений в бюджете, в экономике. «Нам нужно не бюджетное правило, а правильный бюджет, т.е. тот бюджет, который ориентирует нас на развитие. Разруха не в сортирах, а в головах», — подвел итоги министр экономического развития.