В Госдуме решили урегулировать инвестиции биткоинов и эфириумов в токены
Созданная в Государственной думе рабочая группа по оценкам рисков оборота криптовалюты начала обсуждение поправок в законодательство, которые позволят узаконить инвестиции с привлечением криптовалют. Об этом газете «Ведомости» рассказала Элина Сидоренко, профессор МГИМО, руководитель группы экспертов при депутате Андрее Луговом, который является одним из разработчиков законопроекта.
По мнению Сидоренко, в законодательстве имеются пробелы, которые не позволяют урегулировать в правовом поле вопросы краудфандинга и договоров, заключенных в рамках ICO (Initial Coin Offerings). ICO — это особый вид сбора средств компанией с использованием криптовалют, напоминающий размещение ценных бумаг на бирже — IPO.
Вкладчики за биткоины или эфириумы, поясняет издание, получают от компании другую криптовалюту — токены. Ее можно обменять на продукты компании, которая выходит на ICO.
Старший инвестиционный аналитик венчурного фонда Runa Capital Константин Виноградов рассказал изданию, что за последний год в мире состоялось свыше 150 ICO на общую сумму более $500 млн.
Сидоренко считает, что Дума должна разработать законодательные механизмы верификации подобных контрактов, идентификации пользователей, защиты права обладателей токенов на выполнение обязательств компаниями-эмитентами. Поправки в законодательство необходимо внести после принятия закона о криптовалютах.
По словам самого депутата Лугового, при законодательной проработке этого вопроса в первую очередь необходимо дать юридическое определение термину «криптовалюта», об этом он заявил РБК.
«Второй важный момент: нам надо понимать, должны ли мы сделать отдельный закон о криптовалюте либо внести изменения в действующие законы, которые регулируют платежную систему России», — сказал Луговой.
Он отметил, что, с одной стороны, разработчики должны думать о механизмах, разрешающих использовать эту валюту, а с другой — о том, что россиянам важно объяснить, что такое криптовалюта. «Защитить их, чтобы все это не вылилось в такие же результаты, как было в свое время с финансовыми пирамидами», — пояснил депутат.
Конкретные сроки внесения в Госдуму законопроекта Луговой назвать затруднился. «Мы ведем работу полтора года. Говорить о том, что мы готовы вносить законопроект — более чем преждевременно», — заключил он.
Как рассказал РБК председатель комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Сергей Жигарев, участники российского IT-рынка ожидают принятие законодательства, посвященного «цифровой экономике».
«Более того, IT-компании являются еще и активными участниками работы над законами. По этой теме мы встречаемся c Mail.Ru Group, «Яндексом», Google. Сегодня все, что касается термина «цифра» — это голое поле. И для крупных IT-компаний это является проблемой», — заявил депутат.
Он пояснил, что в отсутствии законодательства IT-компании не могут спрогнозировать, какие законы будут приняты, и как эти законы повлияют на них. Номером один стоит вопрос о том, чтобы отрегулировать сферу киберденег, считает Жигарев. Здесь, в частности, необходимо решить вопрос позиционирования криптовалюты на рынке, в том числе, ответственность за нее, отмечает он.
«Это то, над чем мы работаем сегодня с Центробанком. В сентябре мы должны выходить в Госдуму с готовым документом», — пояснил депутат.
Он подчеркнул, что в работе над законодательством о «цифровой экономике» российские парламентарии взаимодействуют со странами, которые имеют хороший опыт в этой сфере — Индией, Китаем, Южной Кореей.
«По сути законодательство в этой сфере должно быть международным, а наши законы — синхронизированы с законодательством других стран», — констатировал Жигарев.
Подробно о механизме ICO РБК уже писал. Переломным моментом в истории ICO стал краудфандинг, проведенный в 2016 году проектом DAO, среди учредителей которого был создатель Ethereum канадский программист Виталик Бутерин. Это был первый случай в истории криптовалют, когда организация привлекла таким образом не десятки или сотни тысяч, а сразу $152 млн. Однако вскоре после успешного краудфандинга DAO подвергся хакерской атаке, в результате которой была украдена почти треть собранных средств.
Российские компании также привлекали средства через механизм ICO. В мае ферма «Колионово» Михаила Шляпникова в Московской области привлекла на ICO более $500 тыс. В качестве токенов — «колионов» — выступили товарные купоны, обеспеченные сельскохозяйственной продукцией фермы. (Два года назад суд запретил Шляпникову выпускать бумажные «колионы» для расчетов с покупателями: было сочтено, что они представляют угрозу для «единства платежной системы РФ».) В июне челябинский стартап ZrCoin по производству циркония привлек через ICO на платформе Waves $7 млн почти от 4 тыс. инвесторов.
Российский финтех-стартап SONM Сергея Пономарева и Андрея Воронкова, который с 15 по 18 июня разместил на платформе Ethereum 331 млн токенов, привлек рекордные для российского рынка $42 млн.
Опрошенные РБК эксперты считают, что на рынке стартапов благодаря возможности привлечения средств через ICO надувается новый финансовый пузырь, поскольку процедура не требует от компании-эмитента почти никаких затрат, а инвесторам дает возможность получить сверхприбыли.