Минфин предложил разрешить платить за ОСАГО для новых машин в рассрочку
Минфин предлагает предоставить владельцам новых автомобилей возможность оформлять полис ОСАГО сразу на два-три года, сообщил замминистра финансов Алексей Моисеев в эфире телеканала «Россия». По его словам, это позволит автовладельцу не бегать в страховую компанию каждый год.
При этом, уточнил чиновник, оплата полиса может производиться в рассрочку и при расчете цены на каждый год с учетом числа аварий (коэффициент «бонус-малус»).
По словам Моисеева, Минфин также предлагает отказаться от некоторых коэффициентов, влияющих на стоимость полиса ОСАГО. В частности, речь идет о региональных коэффициентах. Поставить автомобиль на учет сейчас можно в любом регионе, поэтому говорить, что стоимость полиса должна различаться в зависимости от уровня аварийности в регионе, не имеет смысла, заявил он.
«От этого надо уходить», — считает замглавы Минфина.
То же самое, по словам замминистра, касается и мощности автомобиля, также влияющей на стоимость ОСАГО. «МВД нам предоставило статистику, которая прямо указывает, что нет никакой связи между аварийностью и мощностью автомобиля», — сообщил он. Поэтому, считает чиновник, привязывать количество лошадиных сил к стоимости полиса не имеет смысла.
Насколько при этом может подешеветь ОСАГО, Моисеев не сообщил, уточнив, что благодаря нововведениям выиграют владельцы более мощных машин. «Если не будет повышательного коэффициента, то остается базовый тариф», — сказал он.
Владельцы мощных авто смогут сэкономить на страховке от 340 до 2 тыс. руб., подсчитали в «АльфаСтраховании». При этом, как отмечают эксперты, это приведет к удорожанию страховки для маломощных авто, к которым относятся, например, средства передвижения для инвалидов.
Вместе с тем в Минфине пока не готовы отвязать стоимость полиса ОСАГО от возраста автомобиля. «Как правило, у более старых автомобилей есть проблемы с надежностью элементов тормозной системы, рулевого управления. Поэтому здесь есть вопросы», — пояснил Моисеев.
Кроме того, по словам замминистра, необходимо вдвое увеличить выплаты автовладельцам, оформляющим ДТП по европротоколу. Сейчас максимальный размер выплат по европротоколу составляет 50 тыс. руб. Моисеев также добавил, что у автовладельца должна быть возможность выбрать сервис, где страховщик предлагает отремонтировать машину. Одним из критериев, считают в Минфине, может стать то, насколько близко расположен автосервис от места проживания клиента страховой компании. Гражданин должен иметь право пожаловаться на качество сервисных работ страховщику, чтобы не оставаться один на один с работниками автосервиса, добавил Моисеев.
Рост лимита по европротоколу до 100 тыс. руб. приведет к улучшению качества дорожного движения в крупных городах, считают в «АльфаСтраховании». Большая часть водителей, самые ответственные участники дорожного движения, смогут оформлять аварии без вызова ГИБДД, а значит сократят потери времени, которое могли бы потратить на ожидание инспекторов, отмечают в компании. Впрочем, там опасаются, что нововведение приведет к росту мошенничества по подобным случаям и как следствие к увеличению выплат всего рынка.
В Российском союзе автостраховщиков (РСА) не поддержали большинство озвученных предложений ведомства. Так, участники рынка не поддерживают исключение коэффициента мощности автомобиля, заявил РБК представитель страховщиков. «Он влияет на убыточность. Мощные машины быстрее разгоняются, медленнее тормозят, следовательно, аварийность выше», — приводят аргументы в РСА.
О том, что Минфин предлагает исключить региональные коэффициенты, РСА не известно. Однако, по словам представителя союза, они против его отмены, поскольку «это один из основных коэффициентов, которые отражают убыточность бизнеса по ОСАГО». В частности, по данным РСА, в Москве, Санкт-Петербурге она на приемлемом уровне, а в Краснодарском крае, Челябинской области, Волгоградской, Мурманской и других областях убыточность автострахования высокая, в том числе из-за деятельности мошенников в ОСАГО и недобросовестных автоюристов.
В «АльфаСтраховании» говорят, что отказ от учета региональных коэффициентов может привести к выравниванию размера тарифа по стране в целом.«В свою очередь, это может привести к росту тарифа для малонаселенных регионов с плохо развитой дорожной сетью и небольшим число автомобилей. Тогда как бóльшая часть аварий происходит в городах-миллионниках», — считает представитель страховщика.
Что касается возможности для автовладельцев заключать договоры страхования на два-три года, то, по мнению страховщиков, это потребует глобального изменения порядка расчета тарифов и отчислений в компенсационные фонды. «Многолетние договоры в условиях экономической нестабильности и постоянного изменения справочников средней стоимости запасных частей, материалов и нормочаса работ при определении размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства могут привести к финансовой неустойчивости страховщиков», — указывают в РСА.
В РСА подчеркивают, что ОСАГО уже давно перестало быть лакомым куском для рынка: из 200 страховщиков, которые осуществляли этот вид страхования в начале его введения, к настоящему моменту осталось на рынке лишь 69 активных игроков.