Что стимулирует спрос на ядерную медицину
О развитии и инвестиционном потенциале отрасли ядерной медицины в России рассказал замдиректора по научной работе Российского научного центра радиологии и хирургических технологий Андрей Станжевский

— По данным Grand View Research, в 2024 году объем мирового рынка ядерной медицины составил $17,7 млрд, а к 2030 году аналитики ожидают удвоения этой цифры. Насколько ядерная медицина популярна в мире?
— Вопрос о популярности ядерной медицины в глобальном масштабе требует не столько количественной, сколько качественной оценки. Речь идет о фундаментальной трансформации медицинской парадигмы. Отрасль превращается из узкоспециализированного инструментария в неотъемлемый элемент современного клинического подхода, особенно в областях онкологии, кардиологии и неврологии.
Ядро трансформации составляет концепция тераностики (от англ. theranostics — симбиоз терапии и диагностики. — «РБК Отрасли»).
Тераностика — это методология, при которой диагностические и терапевтические процессы объединяются в одну цепь. Ее суть заключается в использовании биологических векторов, например пептидов, обладающих высоким сродством (аффинностью) к мишеням на поверхности патологических клеток.
Эти векторы могут быть помечены диагностическим радионуклидом, например галлием-68, и использоваться при проведении томографии. В этом случае метка позволяет с высокой точностью локализовать и охарактеризовать очаги поражения.
Может также применяться и терапевтический радионуклид (например, лютеций-177), обеспечивающий селективное облучение. Иначе говоря, технологический арсенал ядерной медицины эволюционировал от простой визуализации патологии к активному терапевтическому воздействию.
Ожидаемый рост рынка является следствием конвергенции нескольких факторов. Во-первых, это широкое внедрение радионуклидной терапии, успехи которой доказаны — в частности, в области лечении рака предстательной железы и нейроэндокринных опухолей. Это привлекает инвестиции фармацевтических корпораций и стимулирует исследовательскую активность.
Во-вторых, ключевую роль играют демографические сдвиги, а именно глобальное старение населения. Возраст — доминирующий фактор риска развития онкологических и сердечно-сосудистых заболеваний, а также нейродегенеративных расстройств.
В-третьих, наблюдается объективный рост глобальной заболеваемости раком и сердечно-сосудистой патологии, что также формирует устойчивый спрос на более точные методы ранней диагностики и таргетного лечения. Синергия этих факторов превращает ядерную медицину из просто перспективного направления в одну из наиболее социально значимых и технологически детерминированных отраслей медицины XXI века.
— К 2030 году, по оценкам госкорпорации «Росатом», обороты рынка ядерной медицины могут достичь $4 млрд. Насколько активно развивается отрасль в России?
— Ожидаемый рост рынка к 2030 году абсолютно закономерен и является прямым результатом целенаправленной госполитики. На практике она реализуется координированным взаимодействием четырех структур — Минздрава, Курчатовского института, федерального медико-биологического агентства и госкорпорации «Росатом». Прогноз об оборотах рынка отражает цель по формированию в стране технологически суверенной системы ядерной медицины, интегрированной в мировой научно-технологический контекст.
Центральная производственная роль в этой структуре отведена «Росатому». Госкорпорация обеспечивает реализацию полного цикла — от наработки широкого спектра радионуклидов до создания инфраструктуры производства радиофармацевтических препаратов. На базе учреждений «Росатома» наращиваются производственные мощности для выпуска изотопов, в том числе критически важных для терапии радионуклидов: лютеция-177, тербия-161, радия-223, актиния-225.
— Во Всемирной организации здравоохранения в 2022 году зафиксировали около 20 млн новых случаев заболевания раком. Какую роль в диагностике и лечении заболевания играет сейчас и будет играть в будущем ядерная медицина?
— Ядерная медицина утвердилась в качестве одного из краеугольных элементов современной противоопухолевой стратегии. Основной вклад в диагностику рака сейчас вносит метод позитронно-эмиссионной томографии, совмещенный с компьютерной томографией. Технология предоставляет уникальные возможности для неинвазивной визуализации на молекулярном уровне, что является критически важным для точного стадирования заболевания и ранней оценки эффективности терапии. Это, в свою очередь, позволяет осуществлять своевременную адаптацию лечебных протоколов, минимизируя риск проведения неэффективных терапевтических мероприятий.
В лечении же опухолей радионуклидная терапия переживает настоящий прорыв. Уже сегодня методы, при которых радиофармпрепарат позволяет доставить высокую дозу излучения непосредственно к опухолевым клеткам, спасают жизни больных раком щитовидной железы, нейроэндокринными опухолями, метастатическим раком предстательной железы, а также пациентов с костными метастазами.
Таким образом, ядерная медицина трансформируется из вспомогательного диагностического инструмента в ключевую составляющую высокоточной и индивидуализированной противоопухолевой терапии.
В России системообразующую роль в развитии этого направления играет «Росатом». Госкорпорация реализует стратегию по созданию отечественной отрасли ядерной медицины в тесной кооперации с ведущими медицинскими учреждениями Минздрава и ФМБА России. Усилия сфокусированы на всей цепочке — от производства изотопов до внедрения новых технологий в клиническую практику.
— В середине декабря 2025 года в Санкт-Петербурге прошел конгресс по ядерной медицине. Какие инициативы обсуждали на мероприятии?
— Акцент на научных секциях и круглых столах был сделан на разработках в радионуклидной диагностике и терапии.
Один из прорывных проектов — создание и внедрение радиофармпрепаратов на основе тербия-161. Этот радионуклид производства «Росатома» считается преемником широко используемого изотопа лютеция-177 и обладает уникальным спектром излучения, значительно повышающим эффективность лечения распространенных онкозаболеваний.
О перспективности тербия-161 свидетельствует большой интерес к нему зарубежных коллег. На мероприятии прозвучали доклады о создании препаратов на его основе, а также других медицинских радионуклидов, доклиническом изучении механизма их действия и перспективах клинического применения для лечения рака.
Таким образом, в Санкт-Петербурге прозвучали не просто отчеты, а была представлена картина формирования высокотехнологичной отрасли — российской радиофармацевтики полного цикла.
Международный конгресс приурочен к 80-летию атомной промышленности нашей страны, «Росатом» выступает его стратегическим партнером.


