Помощник президента — РБК: «Наш интернет уязвим к внешнему воздействию»

Об этом Щеголев рассказал в интервью РБК.
В июле 2014 года в России прошли «цифровые учения». Силовые ведомства, включая Федеральную службу охраны и Министерство обороны, специалисты госоператора «Ростелеком» и Координационного центра национального домена сети «Интернет» под руководством главы Минкомсвязи Николая Никифорова оценивали состояние защищенности и стабильности функционирования Рунета «в случае негативного целенаправленного воздействия». Эти учения, говорит помощник президента Игорь Щеголев, показали уязвимость российского интернета. Перед профильными ведомствами была поставлена задача — предложить меры по защите от внешних угроз.
Спустя два года, в ноябре 2016 года, Минкомсвязь представила предложения, суть которых — обеспечить функционирование интернета внутри страны в случае отключения России от Сети. А еще через месяц, в декабре 2016 года, правительство внесло в Госдуму законопроект «О безопасности критической информационной инфраструктуры РФ», разработанный ФСБ. Документ, в частности, предусматривает создание реестра значимых объектов критической информационной инфраструктуры и введение уголовной ответственности за кибератаки на них.
Что угрожает миру и стабильности в Рунете и какие ограничения ждут в связи с этим его пользователей, Игорь Щеголев рассказал в интервью РБК.
«Отключать страну от интернета в целом задачи нет»
«Отключать страну от интернета в целом задачи нет»
— Угроза для Рунета действительно существует и требуются особые меры защиты?
— Были учения, они показали на техническом уровне, что она существует. Угроза не гипотетическая, она практическая. Это показывают и события последних лет, когда целые страны внезапно на несколько дней отключались от интернета. Был случай Северной Кореи, был случай Сирии. Есть материалы, подтверждающие, что по меньшей мере в одном из этих случаев это было результатом целенаправленного воздействия. Пересмотрите фильм «Сноуден», если хотите понять, как это делается. Мы слишком большая страна и экономика, чтобы позволить себе жить с этой угрозой.
— Специалисты говорят, что сделать интернет полностью автономным в какой-то стране невозможно.
— У нас нет задачи сделать так, чтобы интернет был автономен, чтобы мы были отключены от внешнего мира. В случае целенаправленного внешнего воздействия, которое не будет бесконечным, а будет длиться какое-то время, внутри страны наш интернет должен сохранять работоспособность. Такая задача стоит. А отключать страну от интернета в целом и чтобы все происходило только у нас внутри, задачи нет.
— Эта задача актуальна вне зависимости от того, что происходит во внешней политике?
— Речь идет о том, как устроен интернет, именно поэтому Россия предлагает сделать систему управления интернетом более прозрачной. Если будет некий международный документ, юридически обязывающий, который даст нам гарантии от подобного рода действий и который будет налагать некие санкции на тех, кто эти действия инициирует, то нам будет жить спокойнее. Тогда, может быть, нам и не понадобится на инженерном уровне себя защищать. Но с нами не хотят разговаривать об этом, нам говорят: «Вы — правительство, вы ничего не понимаете в интернете, поэтому ваше место десятое. У нас есть набор экспертов, международных светил, они будут решать судьбу международного интернета, так называемое многостороннее сообщество».
Нас это не устраивает. Мы долгое время вели дискуссию на международном уровне, говорили, перед тем как инициировать внесение подобного рода инициатив, продолжаем настаивать: «Давайте все-таки определим, что интернет перестал быть изобретением, которое может быть собственностью одной страны».
— Вы имеете в виду реформу ICANN — корпорации по управлению доменными именами и IP-адресами всего мира? Вас не устраивает, что от управления ICANN отстранили Министерство торговли США и с 1 октября 2016 года функции координации перешли к некоммерческой корпорации по обеспечению общественных интересов?
— Нам говорят, что судьбу интернета теперь будет решать некая автономная организация, которая зарегистрирована в Калифорнии и живет по законам Соединенных Штатов Америки, а решения в ней принимают директора. Они, конечно, светила, может быть, очень умные люди. Но по «счастливому» стечению обстоятельств это представители США, Канады, Новой Зеландии и Австралии.
То, как реформа была проведена, точно ситуацию не улучшило. До этого хотя бы можно было предъявить претензии правительству США, если что-то происходило. А сейчас это некая автономная или некоммерческая организация, которая просто работает по американскому праву. И американские чиновники могут сказать: «Мы здесь ни при чем. Идите в суд в Калифорнии и судитесь с этими ребятами».
—Те, кто выступают за независимое управление ICANN, считают, что правительства не должны влиять на принятие решений…
— Давайте разберемся на примере телефонной связи. Больше 150 лет телефонная связь в мире регулируется Международным союзом электросвязи, который сейчас находится под эгидой ООН. Эта организация возникла за 80 лет до ООН. И телефонная связь во всем мире работает, несмотря на то что на правительственном уровне согласовывается то, как ее развивать. Поэтому возможное негативное влияние правительств — это слабый аргумент.
Между прочим, многие представители американских интеллектуальных и политических кругов признают, что существующая модель эффективна, но нелегитимна. Это не мои слова, это сказал Джозеф Най, автор термина «мягкая сила», который работал в Госдепартаменте и Министерстве обороны США, а сейчас входит в разного рода проамериканские неправительственные организации по управлению интернетом. Мы настаиваем на том, что роль правительств должна быть четко прописана и что она не может быть просто совещательной.
— Значит, Россия будет добиваться изменений в управлении ICANN?
— Мы считаем, что должны продолжать дискуссию, договариваться. Нелегитимность никуда не денется, все время будут возникать вопросы: как управляется интернет, что с ним происходит? Страны будут вынуждены искать технические и юридические решения, которые их в этой ситуации защищают. Одно из таких решений — это законопроект о российском сегменте сети «Интернет».
— Вы имеете в виду проект изменений закона «О связи», подготовленный Минкомсвязи в ноябре 2016 года и фактически предполагающий создание в России автономного интернета? Как это поможет в диалоге об управлении ICANN?
— Это инструмент по обеспечению нашей безопасности. Зарубежные коллеги будут понимать, что в мире идут процессы, которые, может быть, заставят их задуматься над тем, чтобы все-таки провести настоящую реформу международного управления интернетом.
— В конце декабря в Госдуму были внесены предложения от ФСБ, которые предполагают уголовную ответственность за кибератаки на объекты так называемой критической информационной инфраструктуры. Нет ли здесь избыточности в защите Рунета?
— Эти законопроекты друг друга дополняют. Критическая инфраструктура — это не новое понятие, не мы его вводим, оно существует в мире, в ряде стран уже приняты законы, которые определяют политику государства по отношению к такой инфраструктуре. Конечно же, она должна быть защищена, потому что в случае ее отказа могут перестать функционировать целые отрасли экономики, системы государственного управления.
В том, что касается российского сегмента сети «Интернет», он в целом уязвим. Отдельные его элементы будут представлять собой часть критической инфраструктуры, но в целом весь наш интернет, и критическая, и некритическая инфраструктура уязвимы по отношению к внешнему воздействию, целенаправленному или случайному. Уязвимость была подтверждена. После этого была поставлена задача, в частности, перед Минкомсвязи — предложить меры, как наш российский сегмент интернета защитить. На это и направлен их законопроект.
«Просто в диалоге убедить крупнейшие интернет-компании не получается»
«Просто в диалоге убедить крупнейшие интернет-компании не получается»