Башни на продажу: как иностранцы создали бизнес, растущий в кризис
Основатели компании «Русские башни» иностранцы Гарт Селф и Питер Оуэн Эдмундс решили заняться строительством сотовых вышек в России в разгар предыдущего кризиса, в 2009 году. Сейчас у компании крупнейший парк башен в стране, а очередной кризис дает ей возможность стать абсолютным лидером рынка — правда, она стоит очень дорого.
Сейчас «Русским башням» уже не приходится выпрашивать заказы у операторов, а в 2009 году убедить их доверить строительство инфраструктуры сторонней компании было непросто: сработали только доводы, что таким образом можно сэкономить. «С этой точки зрения спад в экономике сыграл нам на руку», — говорит Оуэн Эдмундс.
Идею создания компании основатели позаимствовали за рубежом: в мире уже работали такие независимые башенные компании, как American Tower, которая сейчас является одной из крупнейших в мире, и Россия казалась привлекательным рынком для такого бизнеса. При этом Оуэн Эдмундс и Селф — практически ветераны российской телекоммуникационной отрасли. Оба приехали в Россию в начале 1990-х: Оуэн Эдмундс начинал с работы в холдинге «ПетерСтар», Селф — с должности финансового управляющего и миноритарного акционера легендарной компании San Francisco/Moscow Teleport (SFMT), с участием которой начиналось развитие интернета в России. Позже часть активов SFMT вошла в компанию Golden Telecom, ставшую затем частью «ВымпелКома». Селф также был президентом группы региональных мобильных операторов «Индиго» и миноритарным акционером ее владельца — американского холдинга MCT Corp. Селф также является контролирующим акционером холдинга iKS Media.
«Русские башни» Оуэн Эдмундс и Селф задумали в конце 2007 года, весь следующий год готовили бизнес-план и вели переговоры с операторами и инвесторами. Почти за 20 лет работы в России у партнеров появилось много знакомых, которые могли помочь с развитием такого бизнеса, признается Оуэн Эдмундс. Но годом основания «Русских башен» Оуэн Эдмундс и Селф считают 2009-й, в котором они получили инвестиции от первых акционеров — UFG Private Equity и ЕБРР и заключили первый контракт на строительство и аренду 55 вышек.
«Мы пошли на эту сделку во многом благодаря личности Питера. Это человек, которому можно доверять», — рассказал управляющий партнер UFG Private Equity Доминик Рид, принимавший решение об инвестициях в 2009 году. По его словам, до этого момента UFG Private Equity ни разу не инвестировала в стартапы, поэтому перед подписанием договора попросила компанию получить подтверждение со стороны основного заказчика, которым должна была стать компания Tele2.
«Это были очень сложные переговоры. Мы были уверены в собственных силах, но без поддержки инвесторов оператор мог усомниться в том, что мы сможем построить для него башни», — вспоминает Оуэн Эдмундс. Он рассчитывал, что Tele2 как международный оператор охотнее пойдет на сотрудничество, чем российские игроки. Кроме того, Tele2 активно развивалась в это время и могла быть заинтересована в экономии средств.
«Мы увидели реальную возможность экономии и решили попробовать», — вспоминает технический директор «Tele2 Россия» Ритварс Криевс. Tele2 всегда старалась арендовать инфраструктуру, а не строить собственную, а высвобожденные деньги компания вкладывала в развитие новых услуг и повышение качества, добавил он.
Криевс рассказал, что основатели компании были «достаточно известными людьми на российском телеком-рынке», поэтому отсутствие подписанного договора с инвесторами не остановило Tele2. «Если бы результат нас не устроил, мы бы не стали продолжать сотрудничество», — отметил Криевс. Контракт с Tele2 и соглашение c инвесторами «Русские башни» подписали в самом конце 2009 года. Tele2 до сих пор приносит компании большую часть выручки: по итогам трех кварталов 2015 года ее доля составила 37,6%.
Лидер рынка
«Русские башни» занимаются строительством антенно-мачтовых сооружений, которые затем сдают в аренду операторам: те размещают на них базовые станции. Каждую башню компания сдает в аренду как минимум двум операторам. На горизонте 10–15 лет клиенты компании потратят примерно на 30–35% меньше средств на содержание и обслуживание башен, чем если бы владели ими, утверждает президент «Русских башен» Александр Чуб.
Сейчас «Русским башням» принадлежит более 1,7 тыс. антенно-мачтовых сооружений: в 2015 году компания построила примерно 800 вышек, а в 2016 году планирует ввести в эксплуатацию еще как минимум тысячу, отметил Чуб. По его словам, спрос есть: операторы развивают 4G-инфраструктуру, особенно в городах-миллионниках и вдоль трасс. В ближайшие пять лет в России появится 10–15 тыс. новых базовых станций под стандарт 4G, прогнозирует он. Бизнес «Русских башен» стремительно развивается: выручка компании в 2015 году выросла почти вдвое по сравнению с предыдущим годом — до 1 млрд руб., в 2016 году компания планирует не снижать темпов роста, утверждает Чуб.
Ближайший конкурент — компания «Вертикаль» начала работать в 2013 году, выбрав очередной благоприятный момент: операторы стали активно строить LTE-сети, а Tele2 — выходить в новые регионы, сообщил РБК основатель «Вертикали» Георгий Чумбуридзе через представителя. «Вертикаль» уступает «Русским башням» по количеству сооружений: к концу 2015 года у нее было около 1,6 тыс. вышек, следует из отчета аналитической компании TowerXchange, опубликованного в январе 2016 года. По словам Чумбуридзе, строительство объектов идет каждый день, поэтому у его компании сейчас уже больше 1,7 тыс. башен. Но источник РБК, близкий к одной из башенных компаний, говорит, что у «Вертикали» не больше 1 тыс. башен, а ее выручка в 2015 году составила около 300 млн руб. Оценку в 1 тыс. башен у «Вертикали» дают также аналитики J’son & Partners Consulting. «Вертикаль» не раскрывает финансовых показателей; по данным «СПАРК-Интерфакс», в 2014 году выручка ООО «Вертикаль» превысила 82 млн руб., чистый убыток составил 88 млн руб.
Другой игрок — компания из Санкт-Петербурга «Линк Девелопмент» начинала работать параллельно с «Русскими башнями», в 2008 году. У нее 300 вышек в Северо-Западном регионе, в 2016 году она планирует построить 50–60 новых объектов, в том числе на новом для себя рынке в Москве: компания оформляет земли под строительство, рассказал РБК сооснователь «Линк Девелопмент» Денис Сказов. По его словам, выручка компании в 2015 году составила 400 млн руб.
Почти одновременный выход на российский рынок двух башенных компаний был совпадением, утверждает Сказов: «Отчасти мы помогли друг другу на первом этапе. Наш продукт был незнаком операторам, поэтому аргументировать его преимущества было легче вдвоем». По его словам, выполняя одну и ту же работу, «Русские башни» и «Линк Девелопмент» приучили операторов к новому явлению на рынке и сформировали уровень тарифов.
Строительство башни «с нуля» стоит около 5 млн руб., на ее обслуживание в год тратится около 5% этой суммы, говорит Сказов. Срок окупаемости одной башни стремится к семи годам: аренда для оператора обходится примерно в 25–50 тыс. руб. в месяц в зависимости от высоты конструкции, количества оборудования на ней и региона.
Огромная возможность
В ноябре 2015 года о намерении продать инфраструктуру объявил «ВымпелКом»: ее покупатель станет безоговорочным лидером рынка. Оператор собирается продать 10–12 тыс. вышек за $500 млн, сообщала газета «Ведомости» со ссылкой на собственные источники. О том, что оператор разослал инвестиционный меморандум потенциальным покупателям, в ноябре 2015 года рассказывал исполнительный вице-президент по корпоративной стратегии и развитию бизнеса «ВымпелКома» Александр Поповский.
В ответ компания получила восемь предложений, но основными претендентами на покупку являются «Русские башни», «Вертикаль» и Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ), говорится в отчете аналитической компании TowerXchange. Представители «Русских башен», «Вертикали», РФПИ и VimpelCom отказались комментировать ход сделки. Предложения потенциальных покупателей находились в пределах $0,5–0,8 млн ($48–77 тыс. за башню), следует из отчета TowerXchange. В сделку, которая должна состояться в первом—втором кварталах 2016 года, могут войти также 19,5 тыс. конструкций, расположенных на крышах домов, отмечается в исследовании.
80–95 тыс. вышек и конструкций на крышах составляет рынок башенной инфраструктуры в России по итогам 2015 года. По этому показателю наша страна занимает первое место в Европе, где всего около 600 тыс. вышек. 29% из них находятся в руках у независимых башенных компаний.
Источник: TowerXchange
В дальнейшем VimpelCom может выставить на продажу 50 тыс. башен на сумму $5 млрд в Армении, Киргизии, Узбекистане, Таджикистане, Грузии и на Украине, сообщало агентство Bloomberg со ссылкой на источники.
О намерении продать свои башни в конце октября 2015 года объявил гендиректор «МегаФона» Иван Таврин. Но чуть позже оператор создал стопроцентную «дочку» — Первую башенную компанию (ПБК), которая займется сооружениями: у «МегаФона» около 14 тыс. мачт и антенно-мачтовых сооружений разной высоты. Продажа ПБК в будущем возможна, но приоритет сейчас — создать собственную работающую компанию, рассказала РБК представитель «МегаФона» Юлия Дорохина.
Источник РБК на телекоммуникационном рынке называет одновременный интерес операторов к продаже своей инфраструктуры эффектом домино. Операторы внимательно смотрят друг на друга: кроме МТС переговоры о возможной продаже башен ведет вся «большая четверка», подчеркнул он.
У МТС на данный момент нет планов по продаже инфраструктуры, подтвердил представитель оператора Дмитрий Солодовников. Для Tele2 важна не только стоимость продажи башен, но и условия их последующей аренды, говорит Криевс. В продаже инфраструктуры не будет смысла, если оператор не сможет экономить в долгосрочной перспективе, отметил он.
«Русские башни» будут претендовать на покупку вышек всех операторов, но, если рядом будут стоять три опоры, компании выгодно купить одну из них по рыночной цене и разместить на ней оборудование двух других операторов, объясняет Чуб. Две другие конструкции компания готова приобрести с большим дисконтом, чтобы демонтировать, добавил он. Операторы строили сети в жесткой конкурентной борьбе, игнорируя принципы коммерческой эффективности, говорит Чуб.
За пределами России
Управляющий партнер UFG Private Equity Артур Акопьян считает, что появления в России крупных западных башенных компаний, таких как Cellnex Telecom, SBA Communications Corporation, Crown Castle или American Towers, в ближайшие годы ждать не стоит по целому ряду причин, в числе которых санкции, негативный бизнес-климат в России, падающие цены на нефть и девальвация рубля. При этом появление крупных иностранных игроков помогло бы развивать «Русские башни» быстрее, считает он: мелкие конкуренты отпадут, а рынок будет структурироваться по более четким правилам.
Рынок открыт для новых игроков, но при условии, что у них есть административный ресурс и связи, говорит руководитель департамента беспроводных технологий J’son & Partners Consulting Виталий Солонин. Конкурировать с крупными компаниями вроде «Русских башен» или ПБК они смогут только на ограниченных территориях, поэтому вряд ли займут существенную долю рынка, считает эксперт.
Более $200 млн инвестиций получила компания «Русские башни» с 2009 года.
В свою очередь, «Русские башни» сами решили выйти за пределы России и в феврале 2016 года объявили об интересе к странам бывшего СССР и Монголии. Компания уже провела переговоры со всеми крупными операторами и регуляторами во всех странах, рассказал Чуб.
Основными клиентами «Русских башен» сейчас являются пять компаний: «большая четверка» и «Антарес» Евгения Ройтмана, который участвовал в создании компании и остается ее миноритарным акционером. Поэтому, если, к примеру, МТС работает в странах СНГ, «Русским башням» было бы логично помогать оператору на всех рынках присутствия, рассуждает Акопьян (МТС отказалась комментировать возможное партнерство с «Русскими башнями» за рубежом). По его мнению, выход в страны бывшего СССР позволит «Русским башням» увеличить масштаб бизнеса, а также поддерживать удовлетворенность ключевых клиентов, подчеркнул он. Но модель работы в СНГ будет отличаться от той, что реализована в России. В стране с населением 5 млн человек нет смысла открывать офис, наполнять его людьми и начинать работать по модели built-to-suit (строительство под конкретного заказчика), продолжает Акопьян, рациональнее купить готовую инфраструктуру и начать сдавать ее в аренду операторам.Вкладывать десятки миллионов долларов на выход на новый географический рынок имеет смысл, возможно, на Украине или в Казахстане, рассуждает управляющий партнер UFG Private Equity. Продажа башни оператору занимает год, а ее строительство еще девять месяцев, говорит Акопьян: «Это трудный, тяжелый, совсем не гламурный бизнес».