Ренкинг РБК: 30 сделанных в России технологических продуктов «для людей»
Два года назад, весной 2015 года, журнал РБК впервые опубликовал рейтинг 50 крупнейших технологических компаний России. Тогда мы намеренно смешали в нем компании, занимающиеся разработкой и производством танков, спутников, софта, локомотивов, радиотехники, бомбардировщиков и прочей высокотехнологичной продукции: так лучше видно, что представляет собой Россия как производитель уникальных технологий.
В рейтинге был хорошо заметен перекос в сторону государственных компаний, а также технологий военного и двойного назначения: вызов им могли бросить лишь несколько крупнейших частных IT-компаний вроде «Яндекса», Mail.Ru Group и «Лаборатории Касперского». Второй рейтинг выглядел подтверждением очевидного факта — эта ситуация не меняется, несмотря на всю государственную риторику о необходимости развития в стране инновационных продуктов. Поэтому мы решили переосмыслить его. Как именно — можно подробнее прочесть дальше.
Итак, перед вами топ-30 технологий для людей, каждую из которых при желании можно маркировать знаком «Сделано в России». Предсказуемо в списке преобладают сервисы, «живущие в Сети»: 18 участников — это интернет-проекты. С другой стороны, 12 продуктов из топ-30 развиваются не только в онлайне, а некоторые и вовсе существуют за его пределами.
№ | Продукт | Описание | Цифра | Итоговый балл |
---|---|---|---|---|
1 | Cut the Rope | мобильная игра | 450 млн скачиваний | 16,9 |
|
||||
2 | LADA Granta | легковой автомобиль | 520 тыс. штук продано | 15 |
3 | ECG Dongle | кардиофлешка | 40,6 млн руб. выручки с начала продаж | 10,1 |
4 | Telegram | мессенджер | 100 млн пользователей было в феврале 2016-го | 10,1 |
5 | Gardenscapes | мобильная игра | 40 млн игроков | 10 |
6 | Paradise Island | мобильная игра | 100 млн игроков | 7,6 |
7 | Ivi.ru | онлайн-кинотеатр | 33 млн уникальных пользователей в месяц | 7,2 |
8 | YotaPhone 2 | смартфон | $46,2 млн заплатил фонд Rex Global за 30% компании | 7,1 |
9 | Coub | сервис зацикленных видео | 52 млн активных пользователей в месяц | 6,8 |
10 | Бризер Tion | приточная вентиляция | 30 тыс. устройств продано | 5 |
11 | Prisma | приложение для обработки фото | 90 млн скачиваний на январь 2017-го | 5 |
12 | «Яндекс.Такси» | сервис вызова такси | 2,2 млн уникальных пользователей в месяц | 4,6 |
13 | Dr.Web для Android | антивирус | 100 млн пользователей | 4,6 |
14 | Domofond.ru | сервис поиска недвижимости | 4,3 млн уникальных посетителей в месяц | 4,2 |
15 | «Фоксфорд» | онлайн-уроки | 1 млн зарегистрированных пользователей | 4,1 |
16 | Planeta.ru | краудфандинговая платформа | 593 тыс. зарегистрированных пользователей | 4 |
17 | War Thunder | компьютерная игра | 20 млн игроков | 3,9 |
18 | Облако Mail.Ru | облачное хранилище | 8,3 млн зарегистрированных аккаунтов | 3,4 |
19 | Ponominalu.ru | сервис покупки билетов | 1 млн уникальных покупателей | 3 |
20 | ДОТ-тест | генетический тест | 6 тыс. тестов проведено | 3 |
21 | LinguaLeo | онлайн-уроки английского | 16 млн пользователей | 2,5 |
22 | «Тройка» | транспортная карта | 9,5 млн пользователей карт | 2,4 |
23 | Bookmate | онлайн-библиотека | 7 млн зарегистрированных пользователей | 2,3 |
24 | «Делимобиль» | сервис каршеринга | 246 тыс. пользователей | 2,2 |
25 | FindFace | сервис поиска людей по фото | 1 млн пользователей | 2,2 |
26 | Photo Lab | приложение для обработки фото | 76 млн скачиваний | 2,2 |
27 | ABBYY FineScanner для iOS/Android | приложение для сканирования документов | 2,9 млн пользователей | 2,1 |
28 | Grabr | поиск путешественников для доставки | 139,6 тыс. зарегистрированных пользователей | 2 |
29 | Tripster.ru | сервис бронирования экскурсий | 160 тыс. зарегистрированных пользователей | 2 |
30 | Qlean.ru | сервис заказа уборки | 100 тыс. зарегистрированных пользователей | 2 |
В первую очередь мы решили уйти от перечня компаний к продуктам, сервисам и услугам, которые они производят и которые доступны каждому рядовому потребителю. Другими словами, мы исключили военную технику, машиностроение, продукцию космической промышленности и вообще всю продукцию категории b2b. Оставили технологии «для людей», созданные российскими компаниями или российскими предпринимателями, вне зависимости от того, в какой части мира они работают.
Итоговый балл каждого продукта, по нашей задумке, должен был сложиться из двух показателей — его популярности и коммерческой эффективности, то есть мы хотели рассчитать полученную прибыль в пересчете на пользователя. Но наши надежды на «дружелюбие» сферы потребительских технологий столкнулись с реальностью. Многие производители отказывались назвать даже список самых востребованных клиентами продуктов или оказались не готовы раскрывать конкретные показатели вроде числа пользователей, объема продаж и так далее.
О расчете прибыли сразу пришлось забыть — лишь каждая десятая компания готова была сообщить хотя бы выручку от продажи конкретного продукта.
Тем не менее мы все же подготовили свой топ-30 — правда, пришлось отказаться от использования слова «рейтинг». По крупицам собрали разрозненные данные о сотнях продуктов, пробелы в данных оценили по схожим сервисам и придумали четыре различных коэффициента/индекса, сумма которых позволила ранжировать всех участников.
Как мы отбирали
Технологическими мы решили считать продукты, в основе которых лежат сложные технические элементы или программы или которые созданы в «IT-зоне» — веб, мобильные платформы, мессенджеры. Чтобы составить первичную базу таких продуктов — изучили самые разные списки, от портфелей венчурных фондов до реестра инновационной продукции и ежегодных рейтингов IT- и технологических компаний (например, РВК). Мы также запросили информацию по проектам крупнейших российских институтов развития — «Сколково», «Роснано», РВК, ФРИИ.
Кроме того, для составления первичного списка — лонг-листа участников ренкинга мы обращались и напрямую к производителям технологической продукции. В итоге был сформирован список из примерно 300 наименований — катастрофически мало для такой страны, как Россия.
Для попадания в топ-30 мы ввели порог по времени существования продукта: они должны быть не старше 2010 года (год был выбран произвольно). Вопрос с «национальностью» решили волюнтаристски: постановили, что нам подходят товары или сервисы, созданные как непосредственно в России, так и российскими предпринимателями за рубежом. Поэтому в список вошли мессенджер Telegram живущего не в России Павла Дурова и Domofond.ru, «дочка» работающей в России компании Avito, которую основали шведы Филип Энгельберт и Йонас Нордландер.
Затем мы ввели очень щадящее ограничение по числу потребителей, которые воспользовались продуктом за весь период его существования: их должно быть не меньше 5 тыс. Потом ввели условие «одна компания — один продукт», хотя с самого начала просили прислать данные не менее чем о трех самых успешных продуктах (и многие компании это сделали, например «Яндекс», «Рамблер», АвтоВАЗ, Game Insight и другие).
В этом году мы не стали включать в список онлайн-банки и мобильные приложения крупных финансовых организаций — честно говоря, просто не решили, можно ли их считать полноценными технологическими единицами. В нашу выборку не попали и «оболочки» — новые решения уже существующих продуктов вроде новых тарифов операторов связи.
Как мы считали
Для расчета итогового балла использовались три показателя. Первый — скорость набора аудитории: соотношение числа клиентов и срока «жизни» продукта. Второй индекс построен по среднемесячной выручке — если монетизация отсутствует, проставлялось 0 руб. Третий критерий отражает число патентов и сертификатов, полученных на продукт, включая товарные знаки.
В процессе расчетов сразу отсеялась примерно половина участников лонг-листа. Претенденты выбывали из списка, если производители или разработчики не предоставили данных, отказались от любого упоминания в материале, в открытых источниках достоверную информацию найти не удалось и, как следствие, корректно оценить тот или иной показатель было невозможно. В очищенном списке осталось примерно 120 участников.
Совокупный индекс, по которому мы ранжировали «выживших», — простая сумма трех названных выше показателей. Для публикации мы оставили только первые 30 продуктов. К примеру, на 31-м месте оказалась дебетовая карта Wirex, привязанная к биткоин-кошельку, ее в Лондоне делают россияне Павел Матвеев, Дмитрий Лазаричев и Георгий Соколов. К марту 2017-го у Wirex было свыше 500 тыс. аккаунтов, а общая сумма переводов ежемесячно превышала $15 млн, писал журнал Forbes.
При участии Насти Березиной, Ирины Юзбековой, Анны Левинской и Валерия Игуменова
Иллюстрации: Евгений Иванов