Лента новостей
Стармер заявил, что поддержка Украины Британией является законной 18:36, Новость Идеолог Brexit назвал глупой веру в победу Украины 18:25, Статья Вучич заявил, что ни Москва, ни Киев не хотят перемирия 18:24, Новость США ввели санкции против Газпромбанка 18:23, Статья Акции «Транснефти» упали на 10% после решения комитета Думы по налогу 18:22, Статья Молодые сотрудники: что надо знать бизнесу для эффективной работы 18:19 Стратегии инвестирования: долго и коротко 18:10 Тренд на сохранение: как большие компании удерживают сотрудников 18:10 Глава IIHF допустил, что Овечкин так и не сможет побить рекорд Гретцки 18:09, Статья Дума одобрила в 1-м чтении проект о возможности скрывать запросы в ЕГРН 18:03, Статья «МегаФон» сообщил о росте подключенных устройств умного дома в два раза 17:58 Как туристические инвестпроекты становятся точками роста для регионов 17:55 Биткоин по $100 тыс. и выше. Какова ситуация в ставках на Polymarket 17:53, Статья ЦБ повысил официальные курсы доллара США и евро 17:51, Статья Какие решения обеспечат промышленную безопасность 17:49 Как нефтегазовый сектор приобретает цифровую независимость 17:48 Маск пообещал сократить выделение США международных грантов при Трампе 17:43, Статья Залужный о третьей мировой войне: «Добро пожаловать — она началась» 17:42, Статья
Газета
Водка не пошла
Газета № 029 (2046) (1902) Общество,
0

Водка не пошла

Почему сократился экспорт российского алкоголя
Фото: PhotoXpress
Фото: PhotoXpress

Конфликт с Украиной ударил по бизнесу российских экспортеров водки: в 2014 году их продажи в денежном выражении сократились примерно втрое.

Российские компании сократили экспорт алкогольных напитков в 2014 году по сравнению с 2013-м на 7,5%, до $350,3 млн, только водки и ликеро-водочных изделий (ЛВИ) крепче 25 градусов – на 8,95%, до $187,1 млн, следует из статистики Федеральной таможенной службы (ФТС).

Разлюбили «Путинку»...

Как следует из данных ФТС, проанализированных для РБК несколькими производителями и оптовиками, резко снизились поставки российской водки на Украину: если в 2013 году в страну было отправлено 27,8 млн л на сумму $38,6 млн, то в 2014-м – всего 13,8 млн л на $12,2 млн. До сих пор Украина была основным экспортным рынком для российских водочников, но по итогам прошлого года опустилась на второе место по объему поставок в натуральном выражении и на пятое – в денежном.

Из крупных поставщиков наиболее существенные потери понесла компания «Руст» Рустама Тарико, в которую входят «Русский стандарт» и заводы поглощенной им польской CEDC. По данным ФТС, поставки на Украину водки «Зеленая марка», одного из ключевых брендов «Руст», снизились с $29,4 млн до $19,3 млн. «Снижение произошло в силу ряда экономических и политических причин. Мы ожидаем стабилизации ситуации на этом важном для нас рынке в течение 2015 года», – сообщил РБК менеджер компании. По его словам, продажи марок «Русский стандарт», «Зеленая марка», «Парламент» и Zubrowka на других международных рынках в 2014-м выросли на 15%, а странами-лидерами в закупках стали Великобритания (+30% и более 1 млн проданных коробов по 9 л) и Германия (+40% и свыше 0,5 млн проданных коробов по 9 л), кроме того, «Зеленая марка» вышла на рынок США.

На долю «Руста» пришлось 59,4% всего экспорта крепкого алкоголя в натуральном выражении и 61,33% – в денежном. Совокупная задекларированная стоимость водки, поставленной компанией за рубеж, составила $114,7 млн. Объемы ближайших конкурентов значительно ниже: на долю «Синергии» (продвигает за рубежом бренд Beluga) пришлось 9,1% от общего объема поставок в деньгах, доля «Ладоги» (поставляет на внешние рынки водку «Царская») – 4,5%, доля остальных игроков не превышает 3%.

«У нас объемы поставок водки на Украину были небольшими, поэтому на наш бизнес обстановка в стране никак не повлияла, – говорит представитель «Синергии». – Но в падении экспортных поставок в соседнюю страну нет ничего удивительного: политические события, падение платежеспособности населения, конкуренция среди местных производителей – все это является негативными факторами для российских экспортеров».

Директор отраслевого агентства ЦИФРРА Вадим Дробиз считает, что частично «потерю» Украины компенсирует рост продаж в Крыму. «Конечно, лояльность к российским водочным брендам на Украине упала, трудно представить, что киевские магазины будут делать кассу, продавая «Путинку», – отмечает Дробиз. – Но тот миллион декалитров, который экспортеры недополучили на Украине, вполне можно восполнить продажами в Крыму».

Главной зарубежной страной – потребителем водки из России стала Великобритания: туда в 2014-м ввезли 16,8 млн л водки и ЛВИ на общую сумму $34,97 млн – это 16,8% всех экспортных поставок крепкого алкоголя из России в натуральном выражении и 18,7% в денежном.

Вместе с тем поставки крепкого алкоголя из Великобритании в Россию в 2014-м более чем вдвое превышали показатели российского водочного экспорта: британские экспортеры совокупно ввезли свыше 31 млн л, из которых 28,9 млн л пришлись на виски.​

... но не «Балтику»

В отличие от водки экспортные поставки российского пива на Украину в 2014-м практически не уменьшились: в прошлом году российские компании отправили соседям 21,7 млн л на $12,1  млн. Годом ранее экспорт составлял 22 млн л и $13,9 млн. По словам бывшего президента пивоваренной компании «Балтика» Исаака Шепса, украинцы не воспринимают пивные бренды с российским бэкграундом как продукцию, сделанную в стране, с которой идет война. «Мы, конечно, видели такого рода ролики на YouTube, где украинцев призывают бойкотировать российские товары. Но мы не почувствовали какого-то спада продаж «Балтики», – утверждает Шепс. – Возможно, потому, что «Балтика» – это уже международный бренд, который многие годы производится на заводах Carlsberg Group на Украине».

Позиции «Балтики» как экспортера пива сопоставимы с положением «Руста» в водочной категории: на долю петербургской компании приходится 53,25% объема поставок пива за рубеж в денежном выражении и 50,9% в натуральном. Всего из России в 2014-м было экспортировано 112,7 млн л пива на $68,1 млн. Годом ранее пивовары задекларировали поставки на $75,4 млн.

Основной причиной снижения пивного экспорта стали проблемы на нескольких крупных рынках, где российское пиво традиционно пользовалось спросом. Самые заметные потери экспортеры понесли в Киргизии (снижение поставок на $1,2 млн) и Монголии, которая в 2013-м была крупнейшим зарубежным потребителем российского пива (на $3,6 млн). «Мы действительно сократили экспорт в Монголию почти вдвое, – рассказал РБК источник в компании «Балтика». – Основными причинами стали проблемы с местным дистрибьютором. К тому же возросло число местных пивоваров».