Как праздники помогают власти объединять народ
Три праздника — Пасха, Первомай и День Победы в этом году соседствуют в календаре, что позволяет увидеть их сходства и различия. Все три осознаются как праздники весны в символическом смысле. Подобные праздники известны почти у всех народов нашего полушария, и везде они знаменуют торжество света над тьмой, жизни над смертью. Этот мотив отчетливо звучит и в христианском понимании Пасхи и в привычном нам восприятии Дня Победы. В советскую эпоху подобное отношение переносилось и на 1 Мая, которое называли красной Пасхой. Поэтому у всех трех праздников есть устойчивый общий фоновый смысл жизнеутверждения. Он, как показывают опросы, сохраняется. Изменения касаются более конкретных смыслов каждого из праздников, присущих им ритуалов. Например, в этом году три четверти населения не собирались соблюдать Великий пост. По сравнению с концом 1990-х годов характер предпасхальных хлопот изменился: печь куличи и готовить творожную пасху стали в полтора раза реже, покупать куличи — в два раза чаще. Красить яйца за последние 15 лет стали реже, хотя это и осталось самым главным из массово соблюдаемых пасхальных обрядов. Это собирались делать 54% молодых людей и 74% пожилых. Праздник имеет преимущественно домашний и семейный характер. Пойти ко всенощной собирались всего 4% молодых и 11% пожилых, больше оказалось готовых поехать на кладбище — 10 и 27%, еще больше — принимать дома гостей — 20 и 24%, идти в гости — 34 и 20% соответственно.
Первомай-2016 собирались праздновать 58% молодых россиян и 50% пожилых, но при этом для половины празднующих пожилых это по-прежнему «международный день солидарности трудящихся», а для молодых такое значение несущественно (13%). Новая трактовка «праздник весны и труда» принята всеми одинаково (около 60%). Для трети пожилых это означает весенний труд на даче или приусадебном участке. Среди молодых к этому склонить удается лишь 9%. В целом с конца 1990-х годов этот вид майского времяпрепровождения утратил популярность на треть, а вот «возможность выехать на природу» стали ценить на треть больше.
Конечно, главным из майских праздников остается День Победы. Он не теряет, а скорее укрепляет статус священного дня. Характерно для нынешнего состояния общества, что значение этого праздника почти одинаково для мужчин и женщин, молодых и пожилых. Его собираются праздновать две трети рабочих и две трети специалистов. Как неоднократно отмечали социологи, среди политических празднеств этот праздник играет роль главного и, по сути, единственного символического интегратора в современном российском обществе. Он всегда опирался на переживание славного прошлого, но в последние два года оно трансформируется в осознание нашей военной мощи и славы в настоящем.
Праздники весны из года в год активно обсуждаются в интернете, поскольку два из них, Пасха и День Победы, для общества действительно важны. Вокруг них сложились ритуалы, в том числе интернет-ритуалы, которые принято соблюдать. Третий праздник — 1 Мая, который на этот раз совпал с главным религиозным, ушел в тень. В прежние годы весь ритуал заключался в том, чтобы поехать за город на шашлыки, обязательно поделившись фотографиями этого выезда на весеннюю природу с друзьями в соцсетях. Праздник 1 Мая, который в советское время называли днем весны и труда, давно утратил свою связь с трудом. Его даже трудно называть праздником весны; это переход от весны к лету, праздник дружной семьи или узкого круга друзей. Но сотни тысяч похожих фотографий, одновременно появляющихся в Сети, символически объединяют эти семейно-дружеские праздники в общий, создают картину виртуального единства общества. В первомайских акциях левых сил до последнего времени принимали участие незначительное число россиян, государство на время почти забыло об этом советском празднике. Но недавно вспомнило, и в этом году в сетях можно найти информацию о том, как на первомайские мероприятия директивно собирают бюджетников: какое-то количество от школы, больницы и пр. Чаще всего об этом пишут анонимно, боясь неприятных последствий, но практически всегда сообщают, что как это ни противно (хотелось на дачу на шашлыки), но идти придется. Почти нет тех, кто от этого отказался.
Поскольку в этом году 1 мая отмечается православная Пасха, то первомайских фотографий с пикников на природе меньше обычного. Если главные герои Первомая это мужчины, жарящие шашлык, то религиозные праздники «отмечают» в интернете преимущественно женщины, особенно Пасху, подготовка к которой требует больших кулинарных усилий. Примерно за неделю до праздника на интернет-форумах начинается активный обмен рецептами куличей и творожных пасх. Это во многом ритуал, поскольку одни и те же участники форумов делятся своими рецептами из года в год. Тем не менее обмен опытом повторяется, а потом сосцсети и форумы наполняются фотографиями крашеных яиц и куличей. Необходимость демонстрировать свои достижения в Сети заставляет постараться, чтобы результат был особенно ярким. Только на специализированных православных форумах и сообществах, а также среди особо верующих разговор о приближающемся празднике как-то связан с его религиозной темой. В основном обсуждаются ритуалы, которые в день праздника завершаются всеобщими поздравлениями. Гораздо меньше, чем кулинарной части, уделяется внимания обсуждениям праздничной службы и крестного хода, схождения благодатного огня.
Что касается Дня Победы, то ни один другой праздник, даже Новый год, не вызывает столько публикаций в интернете. На первый взгляд, в этот день происходит примирение непримиримых все остальное время года политических противников: ленты соцсетей полны фотографий воевавших дедов и прадедов, бабушек и прабабушек, рассказами об их подвигах. Здесь и гордость за свою семью, за ее роль в Победе, здесь и символика связи поколений и способ передать свой патриотизм. Причем слово «патриот», вокруг которого все остальное время идут ожесточенные политические споры, на короткое время перестает быть основой для раздора, несет для всех позитивный смысл (хотя и принципиально разный). Но как только от прошлого возвращаются к настоящему, видимость единства сразу исчезает. В частности, символическим объектом размежевания стали георгиевские ленточки, которые сторонники режима не только носят в реале, но и прикрепляют к своим фотографиям в сетях, что должно символизировать как их гордость за великую Победу, так и готовность противостоять нынешним врагам российского государства и в этом смысле лояльность режиму. Именно это, переосмысление героизма в лояльность режиму, в милитаризм, инкриминируют ленточкам как символу их противники.
После прошлого, юбилейного праздника Победы, который впервые длился почти целый год, сейчас празднования на государственном уровне не столь масштабны. Но зато этот праздник все больше коммерциализируется. В интернет-магазинах появилось огромное количество одежды и разного рода аксессуаров для празднования. В частности, всего за 950 руб. можно приобрести «костюм Победы для младенцев», о котором написано следующее: «Костюм (слип и пилотка) для детей от 0 до 8 месяцев из мягкого хлопкового трикотажа с настоящими армейскими золотистыми пуговицами, со звездой и красной звездочкой на пилотке. Пилотка пошита по образцу времен войны и хорошо смотрится на голове».
Три праздника за короткое время, три разных символических смысла, но все они по-своему символизируют новую сплоченность народа. Этот интегративный потенциал праздников, как не раз уже бывало, стремится поставить себе на службу и государство. Вновь прибирают к рукам Первомай, который было ушел от демонстрации сплоченности вокруг партии. День Победы все больше перестает быть праздником «со слезами на глазах» и тем больше становится праздником торжества военной силы государства. Государственное измерение все более приобретает и православная Пасха, недаром и в массмедиа и в интернете отмечают участие в пасхальных торжествах главных лиц государства.