Одних вышлют, других не выпустят
Комитет Госдумы по безопасности подготовил ко второму и третьему чтениям так называемый антитеррористический пакет поправок, вызвавший резонанс среди политиков и правозащитников. Документ начал готовиться после теракта на борту самолета А321 в Египте в октябре прошлого года и серии террористических атак в Париже 14 ноября. 20 ноября на совместном собрании депутаты и сенаторы обсудили необходимость ужесточения антитеррористического законодательства. Пакет разрабатывался при участии Совбеза, рассказывали собеседники РБК в комитете по безопасности.
Несмотря на объем документа (изменения вносятся более чем в 20 законов, кодексов и других актов) и вызванный им отклик, на рассмотрение его обновленной редакции на заседании комитета по безопасности в понедельник ушло чуть более 15 минут. Депутаты обошлись без дискуссии и оперативно рекомендовали принять пакет во втором и третьем чтениях в среду, 22 июня.
Ограничения на выезд
В закон «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» в статью о временном ограничении на выезд введут новый пункт. Не смогут выехать из страны люди, имеющие судимость за совершение хотя бы одного из следующих преступлений: теракт, содействие террористической деятельности, публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма, прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности, организация террористического сообщества и участие в нем, организация деятельности террористической организации и участие в деятельности такой организации, организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем, угон самолета или поезда для теракта, акт международного терроризма.
Также выезд будет ограничен для тех, кто совершит связанные с террористической деятельностью преступления по статьям «посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля», «насильственный захват власти или насильственное удержание власти», «вооруженный мятеж», «нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой» — до момента погашения или снятия судимости. Сюда же входят осужденные за преступления экстремистской направленности.
Изначально парламентарии предлагали ограничивать выезд на пять лет для лиц, которым было объявлено официальное предостережение о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений по статьям о терроризме, захвате заложников, угоне или захвате самолета или поезда, а также за планирование, подготовку или развязывание агрессивной войны, применение запрещенных средств и методов ведения войны, геноцид и акт международного терроризма. Норму о пятилетнем ограничении из новой редакции убрали. Впрочем, конкретные экстремистские статьи, за которые будут ограничивать выезд, по-прежнему не указаны.
Ужесточится наказание за организацию незаконной миграции (ст.322.1 УК). Сейчас по ней предусмотрены штрафы, принудительные работы, лишение свободы. Парламентарии оставят только последнее — тюрьму сроком до пяти лет.
Лишение гражданства
Совершение теракта или подобного преступления приравняют к добровольному отказу от российского гражданства.
В изначальной версии законопроекта предлагалось просто лишать гражданства за терроризм или захват заложников, посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, насильственный захват власти, вооруженный мятеж, диверсию, публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности, сепаратизм. Теперь предлагается считать совершивших перечисленные преступления добровольно отказавшимися от гражданства. В перечень «добровольцев» войдут и осужденные за «экстремистские» статьи (возбуждение ненависти либо вражды, организация экстремистского сообщества и содействие экстремистской деятельности).
По действующему закону отменить решение о предоставлении российского гражданства можно лишь в том случае, если были поданы ложные документы.
В новой версии появились дополнительные основания для лишения гражданства тех, кто не был признан преступником. Добровольно вышедшими из российского гражданства будут считаться люди, работающие «без согласия полномочных органов» в России в международных организациях, в деятельности которых Россия не принимает участия, если иное не предусмотрено международным договором России. Такие лица лишатся гражданства со дня поступления на работу.
Также «добровольцами» будут считаться люди, поступившие на военную службу, службу в органах безопасности или правоохранительных органах или в судах иностранного государства.
Как считает председатель коллегии адвокатов «Старинский, Корчаго и партнеры» Евгений Корчаго, введение «добровольного» лишения гражданства вместе с запретом на выезд создаст юридическую коллизию. «Судимый за указанные деяния гражданин, лишенный гражданства России, который не может выехать, чтобы получить гражданство другой страны, — это странно», — считает Корчаго. По его мнению, в дальнейшем это может стать причиной разбирательства в Конституционном суде.
Миссионеров под контроль
Религиозные организации обяжут указывать свое официальное полное наименование в своей литературе, печатных, аудио- и видеоматериалах. Неполная или ложная маркировка приведет к штрафам 30–50 тыс. руб. с конфискацией материалов.
Поправки предлагают ввести в закон о свободе совести понятие миссионерской деятельности. Под ней авторы документа понимают распространение веры и религиозных убеждений вне культовых зданий и сооружений и других мест, используемых для религиозных целей. Распространением веры в данном случае считаются публичные религиозные обряды, распространение религиозной литературы и других материалов, публичный сбор пожертвований, проповедническая деятельность.
Миссионерская или проповедническая деятельность с нарушением требований законодательства о свободе совести повлечет штраф для граждан в размере 5–15 тыс. руб., а для юрлиц — от 100 тыс. до 1 млн руб. Если такое правонарушение совершил иностранец, то ему выпишут штраф 30–50 тыс. руб. с возможностью выдворения из страны.
Миссионерам запретят осуществлять свою деятельность в жилых помещениях. Кроме того, поправки запретят переводить жилые помещения в нежилые для осуществления религиозной деятельности.
По словам ведущего научного сотрудника Института Европы РАН Романа Лукина, исходя из текста поправок власть старается поставить под контроль всю религиозную и миссионерскую деятельность. «Эти поправки напрямую нарушают индивидуальное право распространять и исповедовать свои убеждения», — считает Лукин. По его мнению, они противоречат свободе человека исповедовать и распространять какие-либо религиозные убеждения.
Как считает религиовед, доцент МГУ Владимир Винокуров, поправки в первую очередь направлены на регулирование религиозной деятельности в интернете. «Это миссионерская деятельность вне культовых мест», — объясняет Винокуров. Другой причиной введения поправок Винокуров называет попытку локализовать новые религиозные течения.
Кара за экстремизм
В редакции законопроекта ко второму чтению парламентарии решили многократно увеличить штрафы и тюремные сроки по «экстремистским» статьям Уголовного кодекса.
Возбуждение ненависти или вражды, унижение достоинства человека по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии и т.д., совершенные публично, в СМИ или в интернете, будут наказываться штрафами 300–500 тыс. руб. (вместо 100–300 тыс. руб. по действующему закону), либо принудительными работами на срок от года до четырех лет с лишением права занимать определенные должности до трех лет, либо лишением свободы на срок от двух до пяти лет (до четырех лет по действующему закону).
Повысится и наказание за организацию экстремистского сообщества (ст.282.1 УК). Штрафы достигнут 400–800 тыс. руб. (вместо 200–500 тыс. руб.), а лишение свободы — шести-десяти лет (сейчас от двух до восьми). За склонение и вербовку в деятельность экстремистского сообщества штрафы вырастут до 300–700 тыс. руб. (сейчас 100–300 тыс. руб.), а тюремный срок — до четырех-восьми лет (сейчас от года до шести).
Также многократно повысится наказание за участие в экстремистском сообществе, за организацию деятельности экстремистской организации, за склонение и вербовку в деятельность экстремистской организации и т.д.
Госдума введет новый состав в ст.212 УК (массовые беспорядки). Предлагается дополнить статью новой частью. За склонение, вербовку, вовлечение лица в организацию массовых беспорядков, сопровождавшихся насилием, погромами, поджогами, уничтожением имущества, применением оружия, взрывных устройств и т.д., грозят штрафы 300–700 тыс. руб. или лишение свободы на срок от пяти до десяти лет.
Ужесточение наказаний за «экстремистские» статьи не имеет никакого смысла, считает Корчаго. «Максимальное увеличение наказания не связано с профилактикой правонарушений», — утверждает юрист. По его словам, такое ужесточение ведет к запугиванию населения и увеличению внутреннего негатива.
Больше полномочий ФСБ
Законы о ФСБ и СВР дополнят новыми пунктами. Эти службы смогут безвозмездно получать от госорганов и государственных внебюджетных фондов доступ, в том числе удаленный, к информационным системам и базам данных.
ФСБ и СВР могли и раньше пользоваться доступом к базам данных госорганов и государственных внебюджетных фондов, отмечает президент международной контртеррористической ассоциации Иосиф Линдер. «Раньше необходимо было получить соответствующее предписание и согласие прокуратуры. Необходимо было завести уголовное или оперативное дело, а теперь система доступа упрощается», — говорит эксперт.
За непредоставление «организаторами распространения информации» (мессенджерами, соцсетями) ФСБ информации, необходимой для декодирования электронных сообщений, грозит наказание для граждан в размере от 3 тыс. до 5 тыс. руб., для юрлиц — от 800 тыс. до 1 млн руб.
Использование СМИ или интернета для разглашения гостайны будет стоить для юрлиц штрафа от 400 тыс. до 1 млн руб.
В закон об оперативно-разыскной деятельности в список оперативно-разыскных мероприятий добавят новый пункт — «получение компьютерной информации». Что такое компьютерная информация, не объясняется.
При этом операторам связи по сравнению с первоначальным вариантом законопроекта условия смягчили. Это предлагало сделать правительство в своем отзыве на законопроект. Теперь они должны будут хранить информацию на территории России в течение трех лет о самих фактах звонков, сообщений, писем и т.д. Сами сообщения, голосовую информацию, изображения, звуки и т.д., которые авторы законопроекта сначала предлагали хранить три года, операторы будут хранить шесть месяцев. Операторы будут обязаны предоставлять правоохранительным органам вышеуказанную информацию. Все перечисленное обязаны будут делать и организаторы распространения информации.
Другие нововведения
Многие новеллы остались в той версии, что была при внесении пакета.
В Уголовный кодекс вводится новая статья — «Акт международного терроризма». Таковым авторы законопроекта считают совершение за рубежом преступлений, от которых пострадали граждане России. Теракт признается международным, если его целью были «нарушения мирного сосуществования государств и народов» или работа «против интересов России». Подобные действия будут наказываться лишением свободы на срок от 15 до 20 лет или пожизненно.
Неизменным осталось понижение до 14 лет минимального возраста несения ответственности. Уголовная ответственность с 14 лет будет наступать за прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности, участие в террористическом сообществе. С этого же возраста наступит полноценная ответственность за посягательство на жизнь государственного деятеля и участие в массовых беспорядках.
Также в Уголовный кодекс вводится ст.205.6 — «Несообщение о преступлении». Она предусматривает до трех лет лишения свободы, в случае если гражданин не сообщил в правоохранительные органы о готовящихся преступлениях по «террористическим» статьям. Еще одна новая статья — «Содействие экстремистской деятельности».