По кипрскому счету
Кипр готов рассказывать российским налоговым службам о счетах россиян в кипрских банках. Об этом свидетельствует список, опубликованный на сайте Министерства финансов Кипра в мае. В нем перечислены юрисдикции, с которыми государство хотело бы обмениваться налоговой информацией (в рамках стандарта об автоматическом обмене — AEOI, подробнее — ниже). В этот перечень входит и Россия — под номером 66.
«Пока список — это только намерение, но нет сомнений, что оно осуществится», — отмечает член совета директоров W1 Evans Ян Яновский. Сам факт публикации этого списка фактически означает, что ФНС станет известно о счетах россиян на Кипре, уверен адвокат компании «Деловой фарватер» Сергей Варламов. Правда, первый раз страны обменяются информацией в 2018 году.
Пресс-служба российской ФНС заявила РБК, что с 2018 года один раз в год Республика Кипр будет передавать в ФНС электронный файл с данными обо всех финансовых счетах, размещенных российскими налогоплательщиками в кипрских организациях.
В ответ на запрос РБК старший налоговый служащий Минфина Кипра Грегорис Николао рассказал, что опубликованный на сайте список имеет статус официального документа. Однако, по его словам, его публикация автоматически не означает, что российские налоговые органы получат информацию о счетах россиян на Кипре уже в 2018 году. «Чтобы это произошло, необходимо, чтобы Россия и Кипр заключили двустороннее соглашение», — поясняет он. Пресс-служба ОЭСР (Организации экономического сотрудничества и развития, в рамках которой и действует стандарт об обмене) не ответила на запрос РБК.
Как объяснил Варламов из «Делового фарватера», если обмен данными состоится, в 2018 году ФНС получит отчет за 2017 год. Не исключено, что российские налоговые службы начнут отправлять массовые запросы за более ранние периоды, полагает ведущий юрист компании «Лемчик, Крупский и партнеры» Яна Семеняка. Такую возможность предусматривает стандарт AEOI.
Что такое автоматический обмен информацией?
Это международный стандарт, который обязывает подписавшие его страны передавать друг другу налоговую и финансовую информацию. Он обязывает финансовые институты — банки, брокерские, страховые и инвесткомпании — отчитываться об остатках на счетах своих клиентов и движении средств по ним. В том числе надо сообщать о размере полученных процентов по депозитам, дивидендах, доходах от продажи ценных бумаг.
Россия присоединилась к этому стандарту 12 мая, помимо нее в AEOI участвуют более 80 стран. Но обмен начнется только после того, как появятся двусторонние договоренности с другими государствами — сейчас у России их нет. До этого времени Россия может запрашивать в других юрисдикциях только информацию о счетах конкретных граждан.
Что делать, если у вас есть счет на Кипре
Заявление Кипра о готовности обмениваться данными с ФНС — сигнал для россиян, у которых есть там счета, полагает Семеняка из компании «Лемчик, Крупский и партнеры». Им надо решить: хотят ли они и дальше относить себя к российской юрисдикции или, напротив, не желают иметь с ней ничего общего, пояснил он.
В первом случае есть смысл подать спецдекларацию на амнистию капитала, если есть желание и дальше пользоваться счетом, говорит она. По закону такая возможность есть до 30 июня этого года, позже амнистировать счет будет невозможно. В будущем проводить транзакции через кипрские банки без подтверждения того, что все налоги по счетам уплачены, также будет невозможно, уверена Семеняка.
Как писал РБК, амнистия в первую очередь необходима тем, кто нарушал валютное законодательство после 1 апреля 2015 года. Если все нарушения произошли раньше, возможно, не стоит идти с повинной в ФНС, допускает партнер Paragon Advice Group Александр Захаров. До этой даты срок исковой давности по административным правонарушениям (а нарушение валютного законодательства из их числа) составлял один год, потом его продлили до двух, поясняет Захаров.
Если же счет вам больше не нужен, его можно просто закрыть. Если вы сделаете это до конца нынешнего года, вы не попадете в банковские отчеты за 2017 год — а значит, в ФНС информация о вас не поступит, полагает Захаров из Paragon Advice Group. Яновский из W1 Evans призывает использовать эту опцию осторожно — закрытие счета не поможет скрыть информацию о его наличии в прошлом. А значит, ФНС по запросу сможет получить данные о нем, заключает Яновский.
Что будет, если не рассказать ФНС о зарубежном счете?
Санкции за нарушение валютного законодательства:
- штраф 4–5 тыс. руб. за отсутствие отчета по счету;
- штраф от 75 до 100% зачисленных средств за проведение запрещенных законом операций (зачисление прибыли от продажи ценных бумаг, сдачи в аренду дома, находящегося не в стране ОЭСР или ФАТФ и т.д.).
Санкции за нарушение налогового законодательства:
- требование доплатить налоги по ставке 13%;
- штраф от 100 тыс. до 300 тыс. руб. за неуплату налогов.
Если же вы в меньшей степени связываете себя с Россией, чем с Кипром, можно попробовать обойтись без амнистии и закрытия счета, успокаивает Захаров из Paragon Advice Group. Вместо этого можно попробовать убедить кипрский банк в том, что вы — больше не налоговый резидент России.
«Банки Кипра устанавливают резидентство не по отметке во внутреннем паспорте, а по прямым свидетельствам — например, платежкам в коммунальные службы», — рассказывает он. Захаров говорит, что держатели счетов на Кипре сейчас обращаются в свои банки с просьбой сменить привязанный к счету адрес на кипрский или, например, белорусский (Белоруссии нет в списке участников обмена налоговой информацией). «Вряд ли кипрские налоговые службы станут перепроверять данные за банками, а значит, в Россию пойдет именно та информация, которую в местную налоговую передали банки, а банкам — их клиенты», — подытожил Захаров.
Все то же самое касается не только банковских, но и брокерских счетов россиян на Кипре, рассказывает управляющий брокерской компанией БКС Андрей Алетдинов. По его словам, если Россия и Кипр официально заключат двустороннее соглашение, налоговая служба Кипра будет сообщать российской ФНС и о брокерских счетах.
Алетдинов подчеркивает, что у брокерских счетов нет ограничений, которые запрещают проведение некоторых операций, как по банковским счетам. Так что их раскрытие может обернуться только возможными санкциями за нарушение налогового законодательства, а не валютного, говорит он.