Бомба разнонаправленного действия
Убийство в центре Киева
В среду утром Павел Шеремет направлялся на работу на эфир «Радио Вести», где он пять раз в неделю с 8:00 вел трехчасовое утреннее шоу. Около 7:45 автомобиль Subaru XV, которым управлял Шеремет, взорвался в самом центре Киева — у перекрестка улиц Богдана Хмельницкого и Ивана Франко. Помимо радиостанции Шеремет сотрудничал с интернет-изданием «Украинская правда», в котором публиковались его блоги.
Автомобиль принадлежал гражданской жене Шеремета, редактору и основателю интернет-издания «Украинская правда» Алене Притуле. Ее в машине не было. Шеремету при взрыве оторвало ногу, но сразу после взрыва он был еще жив, пишет «Обозреватель.ua» со ссылкой на видео, снятое очевидцами. Журналист скончался на месте.
Главный редактор «Украинской правды» Севгиль Мусаева-Боровик в эфире телеканала «112» рассказала, что Шеремет каждое утро в одно и то же время на этом автомобиле ездил на работу на радиостанцию.
По предварительным данным, в автомобиле сработало самодельное взрывное устройство мощностью от 400 до 600 г в тротиловом эквиваленте, которое, возможно, управлялось дистанционно, сообщил советник министра внутренних дел Украины Зорян Шкиряк. Правоохранители не исключают, что с помощью взрывного устройства на самом деле хотели убить его гражданскую жену Алену Притулу, заявила пресс-секретарь прокуратуры Киева Надежда Максимец.
Назад в 1990-е
«Ужасная трагедия в Киеве. Шок — других слов нет», — отреагировал на убийство журналиста президент Украины Петр Порошенко. Он поручил правоохранительным органам «немедленно расследовать это преступление».
Порошенко поручил МИДу связаться со странами ЕС и пригласить европейских экспертов участвовать в расследовании. Киев запросил помощи в расследовании у американского ФБР.
Шеремет — гражданин Российской Федерации, его убийство — «повод для очень серьезного беспокойства в Кремле», сказал журналистам пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. Москва, по его словам, надеется на «беспристрастное и быстрое расследование». В отличие от многих других российских журналистов, перебравшихся работать на Украину, Шеремет украинское гражданство не получил.
Привлечь к ответственности организаторов и исполнителей убийства потребовала представитель ОБСЕ по свободе СМИ Дунья Миятович. Посольство США в Киеве в специальном заявлении сообщило, что «шокировано» известием о смерти Шеремета. «Мы уважаем его как бесстрашного профессионала и приверженца свободы слова, Революции достоинства, который хотел лучшего будущего для Украины», — говорится в заявлении.
Оппозиционные политики были солидарны в оценках: по их мнению, преступление говорит о крайней слабости правоохранительной системы и возвращении страны к реалиям 1990-х годов.
Приговором стране, народ которой хочет законности и благосостояния, а на ее улицах царят методы 1990-х, назвала произошедшее лидер оппозиционной «Батькивщины» Юлия Тимошенко.
«Криминалитет поднял голову и занимается распределением сфер влияния, как это было в 1990-е годы прошлого века», — солидарен с Тимошенко депутат «Оппозиционного блока» Александр Пузанов. Он напомнил, что, по статистическим данным Генеральной прокуратуры Украины, за последние два года реальный рост преступности составил 20% и цифра продолжает расти. В прошлом году в Киеве был убит журналист и писатель Олесь Бузина, известный своей пророссийской позицией.
«Приговором» украинской власти, «потакающей проявлениям разного рода радикализма», назвал преступление и лидер оппозиционного общественного движения «Украинский выбор», представитель Киева по вопросам обмена пленными в гуманитарной подгруппе по Донбассу Виктор Медведчук.
Версии
МВД Украины рассматривает три версии убийства Шеремета — профессиональная деятельность, личная неприязнь и «российский след», заявил Шкиряк. «Исключать версию участия в этом преступлении российских спецслужб мы не можем», — добавил советник главы МВД Украины.
«Это было сделано с единой целью — дестабилизировать ситуацию в стране, возможно, накануне других событий», — предположил Порошенко. Он потребовал создать оперативную группу под руководством главы Нацполиции Хатии Деканоидзе. Руководитель Нацполиции назвала «делом чести» найти убийц Шеремета.
Опрошенные РБК знакомые и друзья Шеремета утверждали, что он не жаловался им на угрозы. Искать в публичной плоскости деятельности Шеремета причину убийства бесполезно, ничего в его программах такого не было, считает режиссер Леонид Канфер.
Депутат Верховной рады Украины Владимир Арьев призвал правоохранителей расследовать версию о возможной причастности белорусских спецслужб к убийству журналиста. Знакомый с Шереметом по работе в Белоруссии Александр Федута говорит, что у Шеремета был «постоянный конфликт с белорусскими властями», но, по мнению журналиста «Народной воли», отсутствовали «повод и причина, чтобы его физически устранять».
Севгиль Мусаева-Боровик в эфире «Радио Вести» связала убийство Шеремета с его профессиональной деятельностью. Она отметила, что в последнее время «были нападки» на «Украинскую правду», а в 2015 году Павел Шеремет и Алена Притула жаловались на слежку. «Новая газета» со ссылкой на близких друзей погибшего журналиста пишет, что Шеремет и Притула жаловались на слежку за ними и в последнее время.
Коллега Шеремета сказал РБК в среду, что не знает об угрозах в адрес Шеремета или Алены Притулы, однако не исключает, что журналисты могли скрывать информацию о поступавших угрозах от коллег.
Последний материал Шеремета в «Украинской правде» был опубликован 17 июля, он был о выходцах из добровольческого батальона «Азов» и других «людях в камуфляже», которые препятствовали судам над двумя руководителями Одесского припортового завода. Они «ускользают от суда», потому что «депутаты-комбаты и еще какие-то люди в камуфляже и в пятницу, и в субботу блокировали работу суда и создавали атмосферу безумия вокруг этих двух дел», объяснял Шеремет. Такие действия вызывают «большую ненависть населения к людям в камуфляже и стимулируют злобу к любым добровольцам у президента [Петра] Порошенко и руководителей силовых структур», отмечал он.
В медиасреде обсуждают возможность причастности к убийству Шеремета упомянутых им «людей в камуфляже», рассказал РБК человек, знакомый с коллегами Шеремета. Главред «Украинской правды» указывала на информационную атаку на издание. Давление на издание было связано и с многочисленными публикациями о миллионере Игоре Коломойском, говорит собеседник РБК. По его словам, эта версия также обсуждается в газете Шеремета.
«Шеремет занимался криминальными расследованиями и обращал внимание на многие мерзости послереволюционной жизни Украины, в этом смысле он был абсолютно бескомпромиссным, он мог зацепить кого-то в криминальном мире, и причины убийства именно таковы», — предполагает украинский политолог Вадим Карасев.
Последствия
Убийство в центре Киева спровоцирует рост критики в адрес МВД, но не приведет к изменению в подходе к его реформированию, полагает Карасев.
«В основном критика со стороны общества сейчас направлена на реформу полиции — считают, что она провальная, следователи уволены, оперативники уволены и т.д., и отсюда взрыв преступности. Вспоминают все, в том числе похищения высоких чиновников средь бела дня (19 июля местные СМИ сообщили, что в Киеве был похищен начальник департамента электроснабжения ОАО «Украинские железные дороги» Валерий Людмирський. — РБК). В первую очередь обвиняют Хатию Деканоидзе и косвенно Арсена Авакова», — говорит Карасев.
Однако, по словам эксперта, значительных последствий ожидать не стоит, критика неудавшейся полицейской реформы идет давно. Запад закроет глаза на убийство, считает Карасев — только во вторник глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер сказал, что доволен реформами.
Команда президента и команда министра Авакова давно обмениваются взаимными уколами, но убийство Шеремета не приведет к отставкам в ведомстве, особенно после того, как все руководители назвали это «делом чести», уверен украинский политолог Константин Бондаренко. Антироссийская риторика также вряд ли усилится, пока заявлениями о «руке Москвы» отметились только Шкиряк и его коллега Антон Геращенко, но они во всем видят «российский след», говорит Бондаренко.
Критики Украины получили дополнительный аргумент в пользу того, что в стране нет стабильности, а правоохранители не могут справиться с серией посягательств на знаковых представителей СМИ, говорит российский политолог Алексей Макаркин. Он напоминает, что официальный представитель МИД Мария Захарова уже заявила, что «украинская система становится братской могилой журналистов».