Выруливая на дно
Продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России в июле 2016 года упали в годовом исчислении на 16,6%, говорится в отчете Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ).
Всего за месяц было продано 109,41 тыс. автомобилей, то есть на 21 тыс. 742 единицы меньше, чем в июле 2015 года и на 13 тыс. 223 меньше, чем в июне 2016 года. По сравнению с предыдущим месяцем падение продаж даже ускорилось — в июне они уменьшились «всего» на 14,5%.
С начала 2016 года в России продано 781 тыс. 605 автомобилей, что на 14,4% меньше, чем за январь—июль 2015 года (тогда было 913,583 тыс.). По сравнению с первым полугодием падение продаж также ускорилось — за январь—июнь продажи сократились в годовом исчислении на 14,1%.
«Нравится нам это или нет, но в целом текущее состояние рынка далеко от того, чтобы по крайней мере стабилизироваться на скромном уровне прошлого года. Несмотря на устойчивые цены, большие скидки и сохранение поддержки со стороны правительства, основная проблема заключается в том, что на данный момент существует только ограниченное количество клиентов, которые имеют желание и возможность потратить деньги на приобретение нового автомобиля», — пояснил председатель комитета автопроизводителей ассоциации Йорг Шрайбер.
Ранее АЕБ ухудшила прогноз по продажам автомобилей в 2016 году до 1,44 млн штук — даже в кризисном 2009 году машин россияне приобрели больше (1,47 млн). По сравнению с прошлым годом авторынок должен сжаться примерно на 10,3%, однако уже по итогам первых семи месяцев продажи сократились на 14,4%. Чтобы выйти по итогам года на прогнозный уровень, в последние пять месяцев падение продаж должно замедлиться примерно до 6%.
«Долгосрочный спрос остается на высоком уровне и на самом деле даже увеличивается в связи с тем, что решение о покупке откладывается. Это лишь вопрос времени, когда указанный спрос реализуется. Однако все еще остается неясным, как долго нам придется ждать перемены ситуации в лучшую сторону», — прокомментировал Шрайбер.
В июне 2016 года Шрайбер предупреждал, что путь к стабилизации рынка «остается ухабистым».
Лидером на российском авторынке в июле 2016 года остался АвтоВАЗ, которому удалось увеличить (год к году) продажи автомобилей под брендом Lada на 4%, до 21,754 тыс. Занявшие второе и третье места Kia и Hyundai сократили продажи на 11 и 12% соответственно.
Главными аутсайдерами месяца стали такие бренды, как SsangYong (минус 97%), Geely (минус 80%) и Honda (минус 74%). При этом продажи автомобилей Alfa Romeo на низкой базе выросли в шесть раз (с двух до 12 единиц), а Jaguar — вдвое (со 110 до 220).
В массовом сегменте нарастить продажи, кроме АвтоВАЗа, смогла только Skoda (плюс 12%, до 4670). В то же время продажи УАЗа, которые в июне показали заметный прирост (плюс 21%), упали сразу на 36%.
Статус главного бестселлера российского авторынка по итогам июля сохранил автомобиль Hyundai Solaris, продажи которого в годовом исчислении упали на 22,9% (до 7904 штук). На втором месте остался Kia Rio (минус 16,6%, 7632 единицы), на третьем пока удерживается Lada Granta (минус 30,4%, 6334 штуки). Четвертое место в списке самых продаваемых в России автомобилей удерживает новинка АвтоВАЗа Lada Vesta — в июле в России было продано 5198 таких машин.
«Падение на автомобильном рынке продолжается и даже усиливается по сравнению с прошлым годом, — отмечает аналитик «ВТБ Капитала» Владимир Беспалов. — Я думаю, что основная причина — это слабый потребительский спрос и низкая уверенность потребителей: люди предпочитают не покупать такие товары длительного пользования, как автомобили. Кто-то идет на вторичный рынок, кто-то просто откладывает покупку нового автомобиля. Все это сказывается на спросе».
Пока ситуация развивается по негативному сценарию, признаки ожидавшегося восстановления не наблюдаются, добавляет Беспалов. По его прогнозу, по итогам 2016 года будет падение рынка на 5–10%, но с учетом последних тенденций оно может превысить 10%.
Несмотря на скидки на отдельные марки, в России постепенно повышаются цены на автомобили, замечает Беспалов: в прошлом году производители не успели отразить все валютные колебания в цене. «Это также сказывается на спросе», — указывает он.
Напомним, что в январе 2016 года премьер-министр Дмитрий Медведев подписал распоряжение о выделении российскому автопрому в 2016 году субсидий на 50 млрд руб. Ранее глава Минпромторга Денис Мантуров сообщал, что на финансирование программы, которая включает в себя льготный лизинг, льготное автокредитование и поддержку спроса через программу утилизации и trade-in, планируется выделить около 20 млрд руб.
По словам Владимира Беспалова, без правительственной поддержки автопрома, без субсидирования процентных ставок по кредитам на покупку отечественных авто и госпрограммы утилизации и trade-in спад продаж автомобилей оказался бы еще глубже.
«Они [меры господдержки] эффективны, иначе спрос бы упал еще сильнее, а производителям пришлось бы еще хуже. Но любая господдержка имеет ограниченный эффект, она не способна развернуть тренд на рынке, а только сглаживает негативные тенденции», — пояснил Беспалов.
Он также напомнил, что существуют программа госзакупок (когда на федеральном и региональном уровнях бюджетным учреждениям выделяются средства на покупку произведенных на российских заводах машин для скорой помощи, школьных автобусов, авто для полиции и т.д.), субсидирование лизинга автотранспорта, инвестпрограмм автопроизводителей и поддержка занятости на предприятиях.