Срок для «ночного губернатора»
В четверг городской суд Санкт-Петербурга приговорил к 23 годам заключения авторитетного предпринимателя Владимира Барсукова. Он признан виновным в организации покушения на своего бизнес-партнера Сергея Васильева.
Этот приговор стал третьим для бывшего «ночного губернатора» Санкт-Петербурга и предполагаемого лидера тамбовской ОПГ. До этого Куйбышевский суд Северной столицы признал Барсукова виновным в двух рейдерских захватах собственности и вымогательстве денег у предпринимателей.
Опасный заключенный
Судебный процесс, как и все суды до этого, проходил в Москве в целях обеспечения безопасности участников разбирательства. С момента задержания в 2007 году Барсуков содержится в спецблоке следственного изолятора «Матросская тишина» (СИЗО 99/1).
Первая коллегия присяжных, которая рассматривала дело в 2015 году, вынесла оправдательный вердикт, на основании которого был постановлен оправдательный приговор.
Но он был отменен Верховным судом, а дело направлено на пересмотр. Второй состав присяжных признал Барсукова и троих его предполагаемых соучастников виновными. Главными доказательствами в деле стали показания обвиняемого Александра Корпушева, который признал вину и утверждал, что именно Барсуков и его правая рука — обвиняемый Вячеслав Дроков поручили ему организовать убийство совладельца ЗАО «Петербургский нефтяной терминал» Сергея Васильева, бизнес которого, по версии следствия, Барсуков хотел захватить.
Согласно приговору суда, организаторы покушения купили по поддельным документам автомобили, арендовали жилье в городе, достали оружие и спланировали преступление. Днем 5 мая, согласно материалам дела, киллеры перегородили дорогу кортежу Васильева и расстреляли его автомобиль из автоматов.
Несмотря на то что автомобиль Rolls-Royce был бронированным, предприниматель получил ранения, но ему удалось выбраться с линии огня и уехать. Во время нападения погиб его охранник Роман Ухаров, еще трое были ранены.
Сам Барсуков вину в этом преступлении не признавал. А его адвокаты еще во время первого рассмотрения дела в 2015 году предоставляли суду аудиозаписи прослушки разговоров Васильева, на которых предприниматель якобы говорил, что заплатил $0,5 млн за показания против Кумарина.
Заказ на Старовойтову
Адвокаты Барсукова не исключают, что в ближайшее время Барсукову может быть предъявлено новое обвинение — уже в убийстве депутата Госдумы Галины Старовойтовой. Она была застрелена вечером 20 ноября 1998 года в подъезде своего дома в Санкт-Петербурге.
В организации этого преступления признался экс-депутат Госдумы от ЛДПР Михаил Глущенко, который, по данным газеты «Коммерсантъ», также входил в тамбовскую ОПГ под именем Миша Хохол.
Глущенко признался, что он просто не мог отказать Барсукову. Это была просьба «высочайшего авторитета», он просто не мог отказаться, если бы он сказал «нет», то подверг бы «и свою жизнь, и жизнь своей семьи великой опасности», цитирует объяснения Глущенко агентство «Росбалт».
Но пока официальных обвинений Барсукову не предъявлено.
Сам Барсуков отрицает свою причастность к убийству Старовойтовой, в эту версию не верят потерпевшие — сестра погибшей Ольга Старовойтова и ее помощник Руслан Линьков, который был ранен во время покушения. По их мнению, следствию необходимо исследовать версию о возможной причастности к этому преступлению ЛДПР и городских властей, против которых была направлена работа Старовойтовой.
Сейчас Барсукову предъявлены обвинения в 11 эпизодах рейдерских захватов собственности в Санкт-Петербурге и организации убийства совладельца клуба «Голливудские ночи» Георгия Позднякова.
Испанский след
Осенью 2015 года фамилия Барсукова оказалась также в скандальных материалах расследования испанской прокуратуры — в «деле русской мафии». В обвинительном заключении, которое было опубликовано на сайте «Открытой России», Барсуков упоминался как один из лидеров «тамбовцев», которых после его ареста возглавил, по мнению испанской прокуратуры, бизнесмен Геннадий Петров.
Именно Петров, следует из данных испанских прокуроров, и мог способствовать аресту и уголовным делам Барсукова. В материалах «дела русской мафии» прокуроры ссылаются на прослушки телефонных переговоров Петрова и его помощников с высокопоставленными российскими чиновниками.
«Есть телефонные разговоры между г-дами Петровым и Глущенко, где Глущенко сообщает о своем намерении приехать в Москву, чтобы встретиться с друзьями Петрова и договориться насчет свидетельствования против Кумарина, кроме того, он планирует встретиться с г-ном Николаем Николаевичем Ауловым (высокопоставленный сотрудник ФСКН. — РБК), чтобы поговорить с ним об одном влиятельном человеке, который способен выполнить данное действие. Спустя полтора месяца Кумарина арестовали», — говорится в обвинительном заключении.
Тамбовская ОПГ: от расцвета до заката
Впервые тамбовская преступная группа заявила о себе в конце 80-х годов прошлого века. 17 декабря 1988 года в Санкт-Петербурге произошло столкновение между группировкой Александра Малышева (он был задержан впоследствии в Испании вместе с Петровым) и людьми Кумарина, рассказал РБК Евгений Вышенков, в прошлом капитан спецотдела уголовного розыска и замдиректора Агентства журналистских расследований (АЖУР).
«Тогда и прозвучало слово «тамбовские», так как большинство лидеров среди тех, кто стоял напротив Малышева, были из Тамбова», — говорит Вышенков. Позднее это название стало брендом, а группировка — одной из самых влиятельных в Санкт-Петербурге.
Расцвет группировки начался после 1994 года. «В один день были убиты несколько «тамбовских», а на самого Кумарина произошло покушение, в него попало 11 пуль, он потерял руку, но выжил. Зато в течение следующего года умерли 12 человек из тех, кто организовывал покушение», — рассказывает Вышенков.
ОПГ стала наращивать капиталы: под ее контроль перешли топливные компании и большие предприятия, рассказывает Вышенков.
В конце 1990-х годов сам Барсуков превратился в крупного предпринимателя, в 2000-е годы с ним стали общаться важные городские политики, а говорить о его причастности к Тамбовской ОПГ стало моветоном, рассказывает собеседник агентства.
Но в 2005–2006 годах в городе начались рейдерские захваты собственности, говорит Вышенков. «С первого взгляда непонятно, зачем ему надо было заниматься ночным разбоем. Но таким образом он подчеркивал, что властью в городе является именно он», — объясняет Вышенков.
Но именно эта ситуация и могла спровоцировать реакцию Москвы и арест Барсукова, считает Вышенков.
По данным газеты «Коммерсантъ», уголовное дело в отношении Барсукова было возбуждено после того, как с жалобой на его действия обратилась хозяйка ресторана «Петербургский уголок» Наталья Шпакова — подруга Валентины Матвиенко, которая на тот момент была губернатором Петербурга.
«Я слышал, что Барсуков перешел некую грань, он слишком бравировал своей властью, одно то, что он назвал себя «ночным губернатором», о многом говорит», — считает замдиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин.