Поспорили о Конституции
Соратники разошлись
В День независимости Киргизии президент Алмазбек Атамбаев раскритиковал своих бывших соратников, обвинивших его накануне в противозаконной попытке изменить Конституцию. Обращение против Атамбаева подписали восемь членов переходного правительства, сформированного после революции 7 апреля 2010 года. Атамбаев также был членом того правительства, занимал пост премьера. Свою подпись также поставила один из лидеров оппозиционных протестов Роза Отунбаева, занявшая после свержения президента Курманбека Бакиева пост председателя временного правительства, а затем пост президента переходного периода до избрания Атамбаева.
Президент заявил, что его «пытаются оклеветать» и обвиняют в узурпации власти. «Апофеозом этой клеветнической кампании стало вчерашнее обращение к народу членов временного правительства в лице Отунбаевой, [Омурбека] Текебаева, [Азимбека] Бекназарова. Хочу открыто сказать — все это гнусная ложь», — заявил президент. Их обращение он объяснил «завистью» и «злобой», «они ждали для себя каких-то особых условий и льгот, вечного кресла на высокой должности, но я, как президент, не делаю скидок даже членам своей семьи, а не то что членам временного правительства» (цитата по «РИА Новости»).
Предложения для Конституции
Дискуссия между бывшими соратниками развернулась вокруг изменений Конституции, которые инициировали председатель парламента Чыныбай Турсунбеков, бывший лидер пропрезидентской Социал-демократической партии Киргизии (СДПК), лидер фракции СДПК Иса Омуркулов и другие лидеры правящей коалиции. Они предложили усилить полномочия премьер-министра страны и разрешить совмещение депутатской деятельности с должностью премьера или вице-премьера.
Депутаты предложили отразить в Конституции высшие ценности, в числе которых человек, его жизнь, стремление к счастью, здоровье, права и свободы, любовь к Родине — всего более 30. Парламентарии также предложили изменить нормы, касающиеся приоритета норм международного права: действующая редакция указывает, что нормы международных договоров по правам человека имеют прямое действие и приоритет над нормами других международных договоров, а в предлагаемой редакции предполагается, что порядок и условия применения международных договоров и общепризнанных принципов и норм международного права определяются законом Киргизии.
Перечисленные высшие ценности не являются юридическими понятиями, они могут трактоваться по-разному, исходя из исторической ситуации или в угоду того или иного политического режима, написали в обращении критики власти. Поправки по укреплению и увеличению полномочий выводит правительство из-под контроля парламента, влекут за собой вседозволенность и безнаказанность правительства, говорят критики. В целом, по их оценке, нынешняя Конституция не дает желающим узурпировать власть, покуситься на нее.
Отунбаева и ее соавторы напомнили, что за 25 лет независимости Конституция менялась восемь раз. Однако нынешний вариант был одобрен Венецианской комиссией и принят всенародным референдумом в июне 2010 года. По их словам, суть изменений не была донесена до общества, в то время как предыдущая Конституция широко обсуждалась, а заседание конституционного совещания транслировалась в прямом эфире общенационального канала.
Как править
Когда Конституция принималась, ее авторы говорили о том, что она сделает республику парламентской, а не президентской, как это было при свергнутом Бакиеве. На сайте МИД страны указано, что после ее принятия Киргизия стала единственной парламентской республикой в Центрально-Азиатском регионе. Однако в День независимости Атамбаев заявил, что его противники вводят народ в заблуждение, утверждая, что в 2010 году была принята Конституция, которая предусматривает в республике парламентскую форму правления. «На самом деле речь идет о президентско-парламентской форме. И в той Конституции заложены все условия для тоталитаризма, поэтому ее надо менять», — заявил он.
Конституция Киргизии была принята после революции 2010 года в июне. Порядок внесения изменений в Конституцию определяется статьей 114, которая разрешает менять положения через референдум, назначенный парламентом, а в некоторые разделы — самим парламентом. После утверждения Конституции был также принят отдельный закон, который ввел мораторий на внесение изменений парламентом до 1 сентября 2020 года. Нарушение моратория также вызвало критику Отунбаевой и ее соратников.
Изменения нужны, это однозначно, говорит РБК бывший премьер страны Феликс Кулов. Однако позволяет ли Конституция их провести — это тонкий юридический вопрос. Он согласен с тем, что нынешний документ создает возможность для узурпации власти президентом, хотя по формальным признакам Основного закона это не было предусмотрено. Это стало возможным, из-за того что у нынешнего президента есть пропрезидентская фракция и возможность влияния, объясняет он. Бывший премьер также указывает на противоречивость нормы о международном праве: «Мы можем убрать пункт об их верховенстве из Конституции, но ведь мы ратифицировали международный пакт и должны его соблюдать».
Во время обсуждения поправок к Конституции их инициаторам не раз пришлось также отвергать обвинения в том, что Конституцию меняют, чтобы президент занял пост премьера после истечения полномочий (президентские выборы запланированы на 2017 год, повторно баллотироваться президент не имеет права). «Сведения о том, что Конституцию меняют, чтобы президент занял пост премьера после завершения срока своих полномочий, не соответствуют действительности. Сам глава государства об этом говорил не раз», — говорил Турсунбеков.
Для Киргизии обычно использование политиками популизма и национализма, который часто облекается в демократические одежды в предвыборный период, говорит российский эксперт Аждар Куртов. По его словам, Атамбаева есть за что упрекнуть, но результаты его работы надо сравнивать с тем, что было до его прихода. Атамбаев выполнил и часть своих обещаний, отмечает Куртов: была закрыта американская база Манас, страна вступила в Евразийский экономический союз, благодаря которому киргизские трудовые мигранты сейчас работают в России в условиях лучше, чем мигранты из Узбекистана или Таджикистана. Куртов также напоминает, что президента часто обвиняют в попытке остаться у власти путем трансформации власти, но этого не произошло.