Россия больше не зовет
Ключевым событием первого дня форума стало выступление президента Владимира Путина и его общение с участниками форума. Российские и иностранные инвесторы прождали президента два часа. Со сцены он с самого начала заявил, что Россия уже добилась устойчивой стабилизации российской экономики.
Путин сыпал цифрами: по итогам года будет достигнут новый исторический минимум по инфляции, колебания рубля снизились, а международные резервы ЦБ растут и находятся на отметке около $400 млрд. По его словам, спад в реальном секторе прекратился, а политика импортозамещения сработала. Президент заявил о растущем интересе бизнеса к России, отметив, что отток капитала сокращается, а за три квартала 2016 года чистый приток зарубежных инвестиций в нефинансовый сектор России вырос в 3,6 раза и составил $8,3 млрд.
550 иностранных инвесторов, которые, по данным «ВТБ Капитала», участвовали в форуме, в этот раз не услышали ни об улучшении инвестиционного климата, ни прямых призывов инвестировать в Россию. Чиновники и президент сосредоточились в основном на том, чтобы продемонстрировать: российская экономика восстанавливается и у нее достаточно ресурсов для развития. По словам президента московской школы управления «Сколково» Андрея Шаронова, никаких особенных мер стимулирования экономики при очевидных негативных прогнозах пока предложить нельзя, поэтому речь шла о базовых вещах — макроэкономической стабильности.
Путин предложил сконцентрироваться на внутренних ресурсах. «В рамках существующих ограничений необходимо максимально задействовать имеющиеся возможности и резервы экономического роста, — предложил президент. — За последнее время у нас создано много инструментов по стимулированию инвестиций». Речь шла о территориях с особым налоговым режимом, институтах развития и разного рода льготах.
Президент предложил банковскому сектору активнее финансировать реальный сектор экономики. Банковское кредитование за январь—сентябрь сократилось на 6,8%, с 33,3 трлн до 31 трлн руб., посетовал Путин и назвал это «проблемой сегодняшнего дня».
Ключевыми задачами Путин назвал создание новых рабочих мест, повышение производительности труда и обновление производства с помощью новых технологий. С ними пока проблема. Путин признал, что международные санкции затрудняют доступ к технологиям. «Это [санкции], кстати говоря, наносит ущерб не только российской экономике, а мировой экономике в целом, потому что российская экономика, безусловно, является важным сектором и общемировой экономики. Так что те, кто это делает, вредят сами себе в конечном итоге. Но я думаю, что мы и с этим, конечно, справимся», — заявил Путин.
Санкции не единственная международная тема, которой коснулся президент. Он достаточно жестко прокомментировал отношения с США и Францией. По его словам, российские власти озабочены ухудшением российско-американских отношений: американская администрация «формулирует, что ей нужно» и «настаивает», что можно назвать «диктатом». Досталось США и за финансирование, по мнению Путина, радикальной оппозиции Украины. «Не мы довели до госпереворота на Украине», — уверял в очередной раз президент во время пленарной сессии.
Выступление Путина полностью соотносилось с первой сессией форума с участием руководителей ЦБ, Минфина и Минэкономразвития: там тоже речь шла в основном о том, что теперь инвесторов может привлечь снижение инфляции, издержек, верная бюджетная политика. Предваряя выступление Путина, президент ВТБ Андрей Костин рассказал об этом главе государства: «Я думаю, что аудитория признала, что в России проводится здоровая, убедительная макроэкономическая, бюджетная политика, что худшие годы у нас позади, что появились признаки экономического роста». Призывов инвестировать в Россию на утренней сессии также не прозвучало.
«О каких иностранных инвестициях может идти речь? Вы соизмеряйте ситуацию со своим вопросом», — председатель правления ВТБ24 Михаил Задорнов раздраженно реагировал на вопрос корреспондента РБК после выступления президента. По его словам, прямые иностранные инвестиции в условиях санкций упали на порядок, и все российские инвестиции сейчас — внутренние, как и в большинстве стран, за исключением Китая. «Проблема в том, что у нас и внутренние инвестиции не растут. Это ключевая проблема», — говорит он.
Президент «Ростелекома» Сергей Калугин, напротив, никакого намека на инвестиционную изоляцию России в выступлениях президента и чиновников не заметил. «У меня прямо противоположное ощущение сложилось. Чем более эффективны будут наши компании, чем больше они будут заниматься собой, тем, как мне кажется, будет больше к ним интерес», — говорит он.
Председатель совета директоров МДМ Банка Олег Вьюгин говорит, что восстановления какой бы то ни было инвестиционной активности Россия в следующем году не увидит. «Самое хорошее, на что мы можем рассчитывать, — это то, что не будет заметного падения реальных доходов населения», — говорит он. По его словам, экономика пока к кризису и санкциям не адаптировалась. «Компаниям нужно понять, будут ли восстанавливаться доходы населения. От этого все зависит», — рассуждал Вьюгин о возможных перспективах роста внутренних инвестиций.
Муса Бажаев, владелец и президент группы «Альянс», говорит, что выступление Путина ему понравилось, как комментарии по поводу отмены поездки во Францию, так и по предвыборным дебатам в Америке. «Президент никогда за словом в карман не лезет», — радуется он. Отсутствия иностранных инвестиций и изоляции он не боится. «Я патриот этой страны. У меня нет выбора. Будет изоляция — значит, будет», — говорит он, правда, добавляет, что это плохо и невыгодно никому.
Россия не пропадет и без иностранных инвесторов, согласен с Бажаевым глава «Реновы» Виктор Вексельберг. Вопрос, правда, в том, с какой скоростью экономика будет расти, говорит он. По его мнению, Россия была, есть и останется частью мировой экономики. Он обратил внимание, что этот тезис также прозвучал и в речи Путина.