Лента новостей
Высокие ставки и сервис впечатлений: как меняется розничный банкинг 21:41 Saxo Bank предсказал «бум» цифровых денег, падение доллара и конец ОПЕК 21:34, Статья Кремль назвал ситуацию в Южной Корее тревожной 21:32, Статья Военное положение в Южной Корее. Фоторепортаж 21:28, Фотогалерея «Динамо» упустило победу над «Ак Барсом» после грубой ошибки вратаря 21:22, Статья Матвиенко попросила разъяснить врачам переход на клинические рекомендации 21:08, Новость МОК продолжит политику допуска российских атлетов в нейтральном статусе 21:03, Статья В парламенте Южной Кореи назвали действия военных мятежом 20:41, Статья Минфин выпустил замещающие суверенные евробонды более чем на $40 млрд 20:37, Статья Почему президент Южной Кореи объявил военное положение 20:37, Статья Бумаги корейской Samsung упали на 7,5% после введения военного положения 20:32, Статья В парламенте Южной Кореи сообщили об уходе солдат 20:30, Новость «Гремио» досрочно прервал аренду принадлежащего «Зениту» полузащитника 20:30, Статья «Сабах» Василия Березуцкого выбил клуб Бердыева из Кубка Азербайджана 20:12, Статья В Иране оценили возможность ввода войск в Сирию 20:07, Статья Путин сравнил стратегическое поражение России с уничтожением страны 19:58, Новость Лучшая российская пловчиха получила нейтральный статус для участия в ЧМ 19:57, Статья Терпение и умение слушать: что нужно знать о китайской деловой культуре 19:52
Газета
Компенсация за невылет
Газета № 190 (2446) (1410) Бизнес,
0

Компенсация за невылет

В России появился новый способ взыскания ущерба с авиакомпаний
В России появился сервис, помогающий путешественникам вернуть деньги за задержку или отмену рейсов. Однако рассчитывать на возмещение могут лишь пассажиры европейских направлений
Фото: Nam Y. Huh/AP
Фото: Nam Y. Huh/AP

Из Европы с деньгами

Сервис Compensair, суть которого — помощь в получении компенсаций от авиакомпаний, работал с весны 2016 года в тестовом режиме, а 13 октября был запущен официально. Клиентам достаточно заполнить заявку на сайте, после чего взаимодействие с перевозчиками вплоть до судебных разбирательств берет на себя онлайн-сервис. На компенсацию можно рассчитывать в том случае, если рейс был задержан более чем на три часа, отменен без предупреждения или если пассажиру отказали в посадке. За свои услуги сервис взимает 25% от суммы выплаченных средств. Как говорит основатель и генеральный директор Compensair Роман Гильманов, в настоящий момент в работе находятся около 2 тыс. заявок.

По опыту Compensair, одобряются около 65% обращений. В случае чрезвычайных ситуаций, которые произошли не по вине авиакомпаний (погодные условия, забастовки и т.д.), компенсации не выплачиваются.

Еще более серьезное ограничение заключается в том, что сервис решает проблемы лишь в рамках законодательства ЕС, а значит, распространяется только на европейские авиакомпании либо если вылет осуществлялся из стран Евросоюза. Согласно статистике Eurostat, в Европу и оттуда каждый год совершают перелет около 900 млн человек. Примерно 0,75% из них сталкиваются с задержкой рейсов более трех часов и, соответственно, имеют право на получение компенсации. Средний размер компенсации составляет €400, а общая сумма достигает €2,7 млрд в год.

Помоги себе сам

Российские власти не предоставляют статистику о невыполнении обязательств со стороны авиакомпаний. На сайте Росавиации сообщается о 3453 обращениях граждан, поступивших в адрес ведомства в течение первого полугодия 2016 года (это на 32% больше показателя первого полугодия 2015 года). Представитель Росавиации Сергей Извольский отметил, что среди них есть в том числе обращения, связанные с невыполнением авиакомпаниями договорных обязательств, — их число увеличилось после банкротства «Трансаэро» в конце прошлого года.

Реальное количество проблемных ситуаций, конечно, значительно больше. По этому показателю Россия не только не уступает, но опережает Европу. «В Европе совершенно другие климатические условия: там теплее и расстояния значительно меньше. В России плотность населения маленькая, а расстояния гигантские. То, что в Европе считается магистральной перевозкой, для нас региональная», — объясняет главный редактор Avia.ru Роман Гусаров.

В авиакомпаниях «Аэрофлот», «Победа», «Уральские авиалинии» не смогли предоставить оперативный комментарий о количестве претензий со стороны пассажиров и объемах выплаченных компенсаций.

Самыми непунктуальными российскими авиакомпаниями по итогам 2015 года стали «Вим-Авиа», «Азур Эйр», «ИрАэро» и «Якутия», сообщало «РИА Рейтинг» со ссылкой на данные Росавиации. Они задерживали в 2015 году свыше 11% своих рейсов. «Вим-Авиа» и «Азур Эйр» специализируются на чартерных перевозках, пунктуальность которых традиционно ниже, чем у регулярных. Необязательность «ИрАэро» и «Якутии» связана с основными регионами их присутствия. Они летают в районах Крайнего Севера и на Дальнем Востоке, где часто случается непогода.

Летом 2016 года Росавиация вынесла предупреждения сразу шести чартерным перевозчикам, выполнявшим полеты со значительной задержкой по времени. «Проблема достаточно актуальна для России — у целого ряда компаний доля вылетов, совершенных с опозданием, занимает от 10 до 15%», — отмечает председатель Межрегионального третейского суда Москвы и Московской области адвокат Олег Сухов.

При этом практика компенсаций за задержки рейсов в России не столь популярна и распространена, как в Европе, констатирует адвокат Владимир Постанюк. В Европе в расчет берется время задержки и расстояние отложенного перелета — чем дальше, тем больше компенсация. В России сумма компенсации привязана к минимальному размеру оплаты труда и, согласно Воздушному кодексу, составляет 25% от МРОТ за каждый час задержки, но не больше половины от стоимости билета. Далеко не все граждане готовы к активным действиям ради получения такой суммы, считает Постанюк. Еще меньше россиян, пострадавших от непунктуальности авиакомпаний, доходят до судов. Опрошенные РБК юристы считают, что подобного рода исков на всю страну не больше одного-двух десятков.

«В силу специфики географической, неразвитости инфраструктуры наземной мы пока еще до этого не доросли и такие решения (о выплате компенсаций. — РБК) ​ принесут только вред», — считает Роман Гусаров. По его мнению, будет очень сложно доказать, в каком случае задержка произошла по вине авиакомпании, а в каком — по независящим от нее причинам.

Еще в 2015 году Минтранс предлагал ввести компенсации от 12 тыс. до 28 тыс. руб. для пассажиров, которые не попали на рейс из-за овербукинга (продажи авиакомпанией заведомо большего числа билетов, чем есть мест в самолете). Однако на данный момент проект до сих пор прорабатывается внутри министерства.

Задержки на взлете

«Победа»

В июле 2015 года рейс из Белгорода в Москву авиакомпании «Победа» был задержан более чем на 13 часов по причине технической неисправности. При этом резервный самолет предоставлен не был. В сентябре суд оштрафовал «Победу» на 100 тыс. руб.

«Трансаэро»

В октябре 2015 года «Трансаэро», являвшаяся второй по объему перевозок в России, прекратила свою деятельность. В период с октября до 15 декабря билеты на ее рейсы переоформлялись на рейсы «Аэрофлота». Пассажиры с билетами на даты вылета после 15 декабря могли оформить возврат денег в полном объеме. Как писал «Интерфакс», на перевозку пассажиров обанкротившегося перевозчика «Аэрофлот» потратил 17 млрд руб.

«Вим-Авиа»

В июле—августе 2016 года авиакомпания «Вим-Авиа» систематически задерживала рейсы. Иногда задержки достигали девяти часов. Представители авиакомпании объясняли это максимальной интенсивностью эксплуатации воздушных судов в летнее время и техническими проблемами. 20 июля 2016 года Росавиация вынесла предупреждение авиакомпании о возможности ограничения сертификата на выполнение чартерных перевозок.

«Ямал»

В июле 2016 года в аэропорту Симферополя были задержаны 15 рейсов различных авиакомпаний (Nordavia, «Вим-Авиа», «Аэрофлот», «Глобус», «Россия», «Ямал»). Инцидент произошел из-за блокировки взлетной полосы самолетом авиакомпании «Ямал». Пассажиров обеспечили питанием и, по возможности, размещением в гостинице.