Лента новостей
Нидерландский суд отказался отпустить Квинси Промеса из-под стражи 15:35, Статья Как легко решить пять главных проблем корпоративных автопарков 15:30 Что такое высокотехнологичная медпомощь и как она устроена в России 15:24, Статья Дума приняла законопроект о самозапрете на азартные игры 15:23, Новость Литва отвергла «план Б» Бельгии финансировать Киев из российских активов 15:21, Новость Wylsacom оценил перспективы 5G в России 15:21, Статья Госдума приняла закон о квоте для нелокализованных такси 15:18, Новость Бизнес попросили изменить эксперимент по маркировке детского питания 15:17, Статья Шохин спрогнозировал снижение ставки до 15,5% еще в 2025 году 15:16, Новость Что добывают и производят в городах и провинциях Китая. Карта 15:15 Обвиненный в расизме игрок ЦСКА избежал дисквалификации 15:11, Статья Эстония заявила, что российские пограничники нарушили ее границу 15:11, Статья Госдума приняла закон об отмене ежегодной подачи деклараций чиновниками 15:10, Статья Экономика впечатлений: цены комфортнее, отдых интереснее 15:05 Тяжпромэкспорт создал компанию для оснащения учреждений здравоохранения 15:00 Блогера из Екатеринбурга арестовали на два месяца по делу о госизмене 14:59, Новость Как компании выбирают, кто будет внедрять ИТ-системы. Исследование 14:55 Что такое KPI: примеры расчета и решения для оценки эффективности 14:50, Статья
Газета
«Госуслуги» открывают счет
Газета № 191 (2447) (1710) Финансы,
0

«Госуслуги» открывают счет

Кредитные организации приготовятся к удаленному привлечению клиентов
Уже в следующем году россиянам будет необязательно посещать банк, чтобы стать его клиентом. Кредитные организации намерены внедрить удаленную идентификацию граждан через портал госуслуг
Страница сайта gosuslugi.ru
Страница сайта gosuslugi.ru (Фото: Lori)

ЦБ, Минкомсвязи и Росфинмониторинг в 2017 году планируют запустить проект, который может вывести онлайн-услуги российских банков на новый уровень. Речь идет о возможности удаленно стать клиентом любого банка, единожды пройдя идентификацию в одном кредитном учреждении. Банки будут подтверждать личность клиентов с помощью портала «Госуслуг». Основные подходы к реализации этого проекта представители ЦБ и Минкомсвязи озвучили на форуме Finopolis 2016 в Казани в пятницу.

«Мы начинаем пилотный проект по удаленной идентификации для финансового сектора, уже не упрощенной, а полной», — сказал заместитель министра связи и массовых коммуникаций РФ Алексей Козырев. По его словам, центральным звеном проекта станет Единая система идентификации и аутентификации (ЕСИА) сайта «Госуслуг».

Вместо паспорта

Разработанный механизм предусматривает принцип однократного посещения банка. «Можно прийти в один банк в любом конце страны, подтвердить свою учетную запись [на «Госуслугах»], а затем переехать в Москву, и если появится необходимость, удаленно открыть счет в банке либо в будущем отправить заявку на кредит», — объяснила зампред ЦБ Ольга Скоробогатова.

По словам чиновников, система будет работать так: после первой, очной, идентификации банком клиента в его профиле на «Госуслугах» появится соответствующая отметка. При необходимости стать клиентом другого банка пользователь сможет выбирать на его сайте требуемую услугу. Далее сайт банка будет запрашивать разрешение обратиться к персональным данным пользователя на «Госуслугах», а их получение будет равнозначно посещению банка с паспортом. После этого пользователю будут доступны онлайн-услуги кредитной организации.

Похожим образом сегодня можно открыть счет для торговли ценными бумагами в некоторых брокерских компаниях. Сайт брокера также обращается к «Госуслугам», и компания с его помощью идентифицирует клиента. По словам вице-президента БКС Андрея Алетдинова, удаленное открытие счетов стало доступно в декабре 2015 года.

Не только счета

Скоробогатова говорит, что банки начнут тестирование технологии удаленной идентификации с ограниченного количества операций — открытия счетов и проведения переводов. Предполагается, по ее словам, что будут установлены и лимиты по суммам переводов, но пока они не определены. В пилотном проекте примет участие небольшое количество банков — их будут выбирать ЦБ и Минсвязи.

В дальнейшем список доступных услуг будет расширяться, говорит она. Например, за счет получения кредитов. Как уточнила первый зампред Пенсионного фонда России Лилия Чиж, для принятия решения по выдаче кредита банк сможет запрашивать данные из Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР). В свою очередь ПФР сможет предоставить доступ к информации о гражданине, если тот одобрит такой запрос через портал «Госуслуг».

По данным Минсвязи, в прошлом году был реализован пилотный проект, позволяющий клиентам банков подтверждать свой доход при получении кредита данными из ПФР. Заемщики могли сделать запрос в пенсионный фонд через «Госуслуги», а затем отправить документы в банк. Козырев уточнил, что технология запросов в ПФР для широкого круга пользователей будет доступна в конце ноября — начале декабря этого года. А возможность удаленно отправлять в банк документы на получение кредита дополнит этот сервис.

Сроки начала проекта удаленной идентификации клиентов банков пока не определены. «Технически все готово, но нужно внести изменения в закон о противодействии легализации доходов. Мы сейчас их разрабатываем», — сказала Скоробогатова.

Новая конкуренция

По словам главного технического архитектора Альфа-банка Максима Азрильяна, идентификация через «Госуслуги» поможет банкам снизить стоимость привлечения клиентов. «Кроме того, человеку становится проще сменить банк, поэтому банкам придется повышать качество сервиса, чтобы удержать своих клиентов», — добавил банкир.

Пресс-служба Тинькофф Банка сообщила, что проект находится на стадии обсуждения и говорить о сроках, участниках и конкретных условиях сейчас слишком рано. «При этом мы полностью поддерживаем эту инициативу и считаем, что при должной реализации нововведение облегчит жизнь клиентам и позволит оптимизировать работу игроков рынка», — сообщил банк.

По словам Алетдинова, сегодня через «Госуслуги» брокерские счета открывают примерно 10–20% новых клиентов. Он говорит, что в случае с банками ситуация будет кардинально иной — доля удаленных клиентов будет намного выше.

«Мы обязательно подключимся к этому механизму, будем его тестировать, использовать. Посмотрим, насколько это будет интересно клиентам, время покажет», — осторожен в оценках заместитель председателя правления Татсоцбанка Рушан Шарафутдинов. Он опасается, что появление новых технологий может привести к новым видам мошенничеств.​

По словам заместителя генерального директора Росфинмониторинга Павла Ливадного, риски, которые будут возникать в ходе использования данной технологии, должны брать на себя банки. «Мы можем констатировать, что как бы ни был идентифицирован клиент, традиционно или с помощью различных технологий, финансовые институты по-прежнему несут все риски работы с клиентом, совершающим незаконные финансовые операции», — предупреждает он.