Лента новостей
Шесть украинских БПЛА сбили над Брянской областью 02:42, Новость Канада и Нидерланды пообещали арестовать Нетаньяху в случае его визита 02:27, Новость Чек-лист для подбора зимних шин 02:16 Овечкин сломал ногу и не будет играть несколько недель 02:15, Статья Нардепы сообщили об отмене заседания Рады «из-за угрозы удара» 01:45, Статья Токаев призвал усилить безопасность Казахстана из-за конфликта на Украине 01:25, Новость Пентагон выразил беспокойство после пуска Россией баллистической ракеты 01:06, Статья «Как будто чили попал в глаза»: Нью-Дели окутал ядовитый смог 01:00, Статья В Минобороны рассказали, как выросли поставки боевой техники в армию 00:49, Новость Белый дом ответил на вопрос, готовится ли Россия применить ядерное оружие 00:33, Статья Зеленский потребовал «сильной и жесткой» реакции мира на пуск «Орешника» 00:13, Статья Al Mayadeen сообщил о ракетном ударе по базе США в Сирии 00:09, Новость Болсонару обвинили в причастности к планам убить президента Бразилии 21 ноя, 23:57, Новость В ООН сочли тревожным применение Россией баллистической ракеты «Орешник» 21 ноя, 23:22, Статья Глава комитета Госдумы по здоровью лишится поста из-за соглашения с ЛДПР 21 ноя, 22:49, Статья Таланты в условиях «голода»: как сохранить ценных сотрудников 21 ноя, 22:45 США не увидели причин отказываться от помощи Киеву после пуска «Орешника» 21 ноя, 22:31, Статья СКА обменял лучшего вратаря КХЛ 2023 года Серебрякова в «Авангард» 21 ноя, 22:23, Статья
Газета
Привыкли к кризису
Газета № 196 (2452) (2410) Бизнес,
0

Привыкли к кризису

Россияне стали меньше покупать и больше выращивать
Доля россиян, выращивающих еду на своих огородах, увеличилась до 46%. Одновременно снижаются продажи продуктов питания в магазинах, свидетельствует исследование Gfk Rus
Фото: Владимир Смирнов/ТАСС
Фото: Владимир Смирнов/ТАСС

Спасительный огород

За два года доля россиян, выращивающих овощи и фрукты на собственных огородах, выросла с 39 до 46%, при этом для 15% «активных огородников» производство собственных овощей является основным источником питания, рассказал РБК генеральный директор Gfk Rus Александр Демидов.

«Отмечается достаточно большой всплеск, люди переходят на собс​твенноручно выращенные продукты, это кризисная ситуация, несомненно», — сказал он, добавив, что доля россиян, занимающихся приусадебным хозяйством не для развлечения, а для пропитания, будет только расти.

Данную тенденцию подтверждает гендиректор отраслевого портала FruitNews Ирина Козий, отмечая, что пока она наиболее заметна в некрупных населенных пунктах. «Кроме того, есть ряд программ на уровне регионов, когда малообеспеченные и многодетные семьи обеспечиваются семенным картофелем на посадку весной. Подобные программы действуют в Бурятии, Кузбассе и еще ряде регионов», — говорит Козий.

Увеличилось не только количество самостоятельных агрономов, но и объемы посадок. Кроме того, все больше россиян пытаются заработать, продавая выращенную продукцию на ярмарках, отмечает генеральный директор «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров.

Впрочем, свой огород едва ли полноценно обеспечит россиян пропитанием. По мнению старшего аналитика по ретейлу и потребительскому сектору Райффайзенбанка Натальи Колупаевой, использование личных подсобных хозяйств часто является лишь «иллюзией выгодного использования своих ресурсов» и с экономической точки зрения нерентабельно, учитывая стоимость посевного материала, удобрений, трудовых и временных затрат. «Вырастить несколько ведер картошки, огурцы, помидоры, зелень и собрать урожай яблок — вот, пожалуй, типичный набор продукции с личных подсобных хозяйств», — перечисляет Колупаева. При этом даже в нынешних сложных макроэкономических условиях в среднюю потребительскую корзину входит довольно широкий ассортимент продуктов питания — хлеб, растительное масло, молоко, овощи, крупы, макаронные изделия, напоминает она.

Привычка к кризису

«Потребительские настроения россиян несколько улучшились, хотя они по-прежнему остаются в отрицательной зоне», — отмечается в исследовании Gfk Rus «Российский потребитель — 2016: привычка к кризису». В апреле 2016 года о том, что кризис оказал непосредственное влияние на их жизнь, сообщали 53% респондентов, в июле — 46%. Доля россиян, отмечавших сокращение заработной платы, также уменьшилась — с 22% до 19%. Однако в 2014 году о сокращении зарплаты говорили всего 7% опрошенных.

Согласно прогнозу аналитического центра Gfk, в 2016 году реальные денежные доходы населения снизятся на 5,1%. Таким образом, в действительности материальное положение россиян не улучшается, просто они привыкли к кризису и воспринимают текущую экономическую реальность более спокойно. «В России начинает действовать эффект привыкания к сложившейся ситуации, поскольку люди не верят в скорый выход из кризиса, — говорит Демидов. — Поэтому кризисные потребительские стратегии продолжают работать».

По данным Gfk, подавляющее большинство респондентов (75%) заявили о готовности отказаться от покупок товаров. В частности, по данным компании, больше всего россияне сейчас экономят на салонах красоты — это подтвердили 17% опрошенных. Также в числе попавших под сокращение расходных статей — покупка бытовой техники (16%) и косметики (15%).

Продажи большинства категорий продуктов питания также демонстрируют снижение. По данным Gfk, за год, с июля 2015 года до июля 2016-го, продажи молочных продуктов и мяса сократились в физическом выражении на 0,5 и 0,8% соответственно. Больше всего потребители стали экономить на сладостях и снеках (снижение на 3%), бакалее (-3,8%), хлебобулочных изделиях (-7%), а также рыбе и морепродуктах (-7,4%). В небольшом плюсе оказались замороженные продукты (1,1%), яйца (1,4%), свежие фрукты и овощи (1,5%) и детское питание (2,2%).

За этот же период стоимостной оборот товаров, купленных по промоакциям, вырос на 45%. А доля промоакций во всей торговле FMCG увеличилась с 12,2 до 14,1%, подсчитали в Gfk.

Обзор «Российский потребитель — 2016» был подготовлен на основе Всероссийского исследования Gfk Rus, которое проводится с 1991 года на основании личных интервью с 2,1 тыс. респондентами в различных городах и селах России в возрасте от 16 лет. Кроме того, использовались данные потребительской панели и мониторинга розничных продаж GfK.