Кто устраивает сцену
Встреча с Кириенко
Первый замглавы администрации президента Сергей Кириенко встретился с художественными руководителями крупнейших театров Москвы и Санкт-Петербурга, рассказал РБК один из участников встречи и подтвердил источник в Кремле. Общение состоялось в среду в администрации президента, на встрече присутствовали порядка десяти человек.
По словам одного из участников, среди приглашенных были художественный руководитель МХТ им. Чехова Олег Табаков, руководитель театра «Сатирикон» Константин Райкин, руководитель театра «Ленком» Марк Захаров, худрук Малого театра Юрий Соломин, худрук Государственного театра наций Евгений Миронов, художественный руководитель Большого драматического театра им. Товстоногова в Санкт-Петербурге Андрей Могучий, худрук Малого драматического театра в Санкт-Петербурге Лев Додин, гендиректор Большого театра Владимир Урин, худрук Театра мюзикла, экс-министр культуры Михаил Швыдкой.
По словам источника в Минкультуры, на встрече присутствовал также министр Владимир Мединский.
Приглашение из Кремля
Источник в Кремле сказал РБК, что встреча с худруками действительно состоялась и прошла «в формате предыдущих встреч Кириенко — с политологами, социологами и другими лидерами общественного мнения»: «Задача этих встреч — обсудить актуальные вопросы повестки дня и спрогнозировать вызовы, которые стоят в следующем году».
Руководитель театра «Сатирикон» Константин Райкин подтвердил РБК, что присутствовал на встрече. Райкин сообщил, что он поднимал вопрос цензуры в искусстве в связи с его выступлением на съезде Союза театральных деятелей России 24 октября. От более подробных комментариев Райкин отказался.
Худрук театра «Ленком» Марк Захаров также подтвердил РБК, что присутствовал на встрече с куратором внутриполитического блока Кремля. «Обсуждали вопрос, который ранее поднял Константин Райкин», — сказал Захаров.
На съезде Союза театральных деятелей России художественный руководитель «Сатирикона» произнес большую речь против цензуры и «борьбы за нравственность» со стороны общественных организаций. Он назвал попытки общественных организаций оказывать давление на искусство и театр «совершенно беззаконными, экстремистскими, наглыми». Он также возмутился, что «словами о нравственности, Родине, народе и патриотизме прикрываются, как правило, очень низкие цели».
Слова Райкина, в свою очередь, возмутили лидера мотоклуба «Ночные волки» Александра Залдастанова (Хирурга). Он заявил, что «под видом свободы эти райкины хотят превратить страну в сточную канаву, по которой текли бы нечистоты». Пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков, в свою очередь, сказал, что цензуру не стоит путать с государственным заказом на те или иные произведения. При этом он назвал Райкина талантливым и выразил мнение, что Хирурга «попутал бес».
По словам Захарова, участники встречи пришли к тому, что «должен быть какой-то сигнал». «Может, от самого Кириенко, или от кого-то из администрации президента, или с самого верха. Сигнал о том, что это преследуемые законом вещи — брать на себя обязанности дополнительных цензоров, пользуясь при этом хулиганскими методами, забрызгивать мочой, подкладывая голову под вход в театр», — рассказал Захаров.
Захаров надеется «на положительную реакцию»: «Кириенко хорошо с нами поговорил, высказались все». Сам кремлевский чиновник «рассказал, что думает о ситуации и своей новой должности».
Приглашение на встречу, по словам Захарова, поступило ему в начале недели. Инициатором мероприятия была администрация президента.
Художественный руководитель МХТ им. Чехова Олег Табаков также подтвердил РБК, что был на встрече: «Ну а как же без меня?» По словам Табакова, обсуждали «работу, жизнь». От более подробных комментариев он отказался.
Помощница Льва Додина Елена Александрова сообщила РБК, что худрук Малого драмтеатра действительно «уехал на совещание в Москву», но она не знает, с кем именно.
Помощница Евгения Миронова Вера Родман подтвердила РБК, что худрук Театра наций присутствовал на встрече с Кириенко.
Михаил Швыдкой заявил РБК, что не может ни подтвердить, ни опровергнуть факт встречи. Связаться с Владимиром Уриным, Андреем Могучим и Юрием Соломиным РБК не удалось.
Встречи с худруками ведущих театров регулярно проходили и в бытность куратором внутренней политики Вячеслава Володина, рассказал РБК один из участников таких встреч. По его словам, Володин приглашал к себе художественных руководителей театров и в тех случаях, когда возникали публичные конфликтные ситуации, например, когда произошел скандал вокруг постановки оперы «Тангейзер» в Новосибирском театре оперы и балета, а также вокруг увольнения худрука пермского «Театра-Театра» Бориса Мильграма, которого позже восстановили. Эти встречи всегда проходили в закрытом режиме, говорит собеседник РБК.
Работа с интеллигенцией
Кремль начинает теснее работать с творческой интеллигенцией, поскольку в 2011–2012 годах многие выходцы из этой среды активно участвовали в протестах, говорит РБК глава Центра экономических и политических реформ Николай Миронов: «Тема давно назрела, особенно после скандала с Райкиным и других историй. Возможно, в администрации президента ставится задача провести работу с деятелями культуры, понять их настроения».
Кремлю, по мнению эксперта, нужно, чтобы в этой среде не было оппозиционных настроений, поскольку это важно в контексте будущих президентских выборов.
«Кто-то из творческой интеллигенции не пойдет на контакт, а другие пойдут. Кто-то просто останется умеренным», — заключает эксперт.
«Если задача Кириенко — изменить имиджевый характер власти, то он с ней справляется. Но для оценки каких-то изменений в политике пока прошло мало времени, — сказал РБК руководитель Политической экспертной группы Константин Калачев. — Вопрос, будет ли государство все-таки как-то влиять на ультрапатриотов, которые выступают с разными спорными заявлениями. Будет ли власть работать с реакционерами, которые занимают позиции мракобесные и черносотенские».
По словам Калачева, многое зависит от того, получит ли Кириенко мандат от президента на изменения в сфере взаимодействия власти с представителями общественности: «Вопрос в том, насколько широк коридор его возможностей и насколько он уполномочен определять государственную линию по отношению к деятелям культуры с учетом того, что есть Минкультуры и много других заинтересованных в этой сфере лиц».