Граждан затягивает Сеть
Россияне стали меньше доверять телевидению, следует из свежего опроса Левада-центра, который есть в распоряжении РБК. Этому источнику информации верят 56% респондентов, тогда как в июле этого года телевидению доверяли 61%. Не доверяют телевидению 41% опрошенных, в то время как в июле таковых было 35% респондентов.
Опрос об отношении к традиционным СМИ и информации, полученной из интернета, был проведен в конце октября. Социологи опрашивали россиян о восприятии информации из разных источников, отношении к цензуре в интернете, запрете доступа к отдельным сайтам. Опрос проводился среди городского и сельского населения, в нем участвовали 1600 человек в возрасте 18 лет и старше в 137 населенных пунктах 48 регионов страны.
Проблема как телевизионной, так и интернет-журналистики заключается в том, что уровень ее не всегда высок настолько, насколько необходимо для интересов публики, сказал РБК журналист и телеведущий Андрей Добров. Но если на телевидении работают в основном профессионалы, то про интернет такого не скажешь — это довольно молодая отрасль СМИ, и там нет еще той критической массы профессионалов, которые могли бы дотянуть ее до уровня того же телевидения, отметил Добров.
Разрушение картины мира
Доверие снижается не только к телевидению, но и в целом к традиционным СМИ: 47% россиян часто сталкиваются с ощущением, что телевидение, радио и газеты «что-то недоговаривают», свидетельствует опрос социологов. 35% опрошенных считают, что зачастую телевидение, газеты и радио дают ложную информацию о происходящем (год назад этот показатель достигал 42 и 31% соответственно). Традиционные СМИ часто отвлекают аудиторию от действительно важных событий, акцентируя внимание на второстепенных сюжетах, считают 44% респондентов; год назад в этом были уверены 42% россиян. При этом 39% россиян считают, что в будущем интернет способен вытеснить традиционные СМИ.
В тенденции, которую зафиксировали социологи, нет ничего удивительного, отметил главный редактор и владелец газеты «Московский комсомолец» Павел Гусев: большинство традиционных СМИ принадлежит государству, для них не характерно освещение тех или иных событий с разных сторон, из-за этого к ним и снижается уровень доверия.
Происходит эрозия веры в государственные СМИ, пояснил РБК президент Центра политических технологий Игорь Бунин: «Картина мира, которая возникла после 2014 года и связана с крымским консенсусом, достаточно твердая, но ее периферия начинает постепенно разрушаться обстоятельствами: экономическим кризисом, неким внешнеполитическим тупиком», — добавил Игорь Бунин. «Это очень медленная эрозия, — уточнил он, — и нужно много времени, чтобы она достигла сердцевины — рейтинга Владимира Путина».
Уровень доверия возвращается к показателям, которые существовали до всплеска доверия к российским институтам власти и российским СМИ в 2014 году, подытожил заместитель директора Левада-центра Алексей Гражданкин.
Интернету доверяют
Доверие к информации из интернета среди россиян, наоборот, растет. Сети верят 37% россиян, в то время как летом ей были склонны верить 34% опрошенных. При этом рост доверия к интернету не является свидетельством либерализации или консервации общества, рассказал РБК историк и тележурналист Николай Сванидзе, — нужно сделать поправку на корректность ответов респондентов. В случае с результатами опроса Левада-центра речь идет о синдроме, который появился во время президентских выборов в Штатах, объясняет Сванидзе. В России этот поведенческий феномен называется «синдромом Жириновского» — люди отвечают искренне, но не вполне то, что есть на самом деле.
За последние четыре года россияне стали высказываться по поводу интернета более определенно, обозначил РБК еще одну тенденцию Алексей Гражданкин. Количество тех, кто затрудняется сказать, доверяет ли он информации в интернете, за это время уменьшилось с 35 до 18%, приводит данные Гражданкин.
По мнению Бунина, важно понимать, что зачастую люди, не доверяя информации первых каналов телевидения, одновременно пользуются теми клише, которые они там слышат, указал президент Центра политических технологий Игорь Бунин. «Например, «хитрая Клинтон», — приводит пример клише Бунин.
Одновременно с ростом доверия к интернету в России снизилось число сторонников интернет-цензуры — с 68 до 60% за последние четыре года. При этом считать запрет на доступ к определенным сайтам ущемлением гражданских свобод склонны около трети опрошенных — 32% респондентов.
Сванидзе отмечает: при оценке этих результатов важно учитывать, что респонденты понимают под цензурой — реально сталкиваясь с ней, люди могут не понять, что это цензура.