Багги сирийского назначения
Переговоры с военными
В субботу, 4 марта, главе Чечни Рамзану Кадырову представили собранные на местном заводе «Чеченавто» багги — легкие вездеходы двойного назначения. Машины предназначены прежде всего для российских спецподразделений. По словам Кадырова, они очень нужны при выполнении боевых задач в Сирии.
В пресс-службе расположенного в Гудермесе центра по подготовке спецназа заявили РБК, что багги заинтересовали Росгвардию и Силы специальных операций (ССО) ВС России. «У нас еще нет конкретных цифр [по заказам], на данный момент с ними есть только предварительные договоренности, — сказали РБК в пресс-службе. — [Росгвардия и ССО] действительно проявили большую заинтересованность к багги, следующий этап после прошедшей презентации — это встреча с ними, тестирование машин на их базе и адаптация машины под их нужды и конкретные задачи. После чего будет сформировано техническое задание специально под них и сформирован заказ».
На вопрос РБК о том, кто уже заинтересовался в покупке чеченских легких вездеходов, Рамзан Кадыров ответил, что первая партия будет поставлена Международному учебному центру сил по подготовке спецназа, расположенному в Гудермесе. «Также есть заинтересованность со стороны нацгвардии и Министерства обороны, посмотрим, насколько это будет дальше [развиваться]», — заявил Кадыров.
По сведениям источника РБК в Минобороны, военное ведомство действительно планирует закупать чеченские багги.
Технические характеристики
Разработчиками багги «Чаборз» М-3 являются Международный учебный центр сил специального назначения и инжиниринговая компания «Ф-МоторСпорт».
Багги получил название «Чаборз» М-3 («чаборз» в переводе с чеченского — «медведь и волк»). Машина на 95% состоит из российских комплектующих. Трехместный автомобиль предназначен для перевозки личного состава и грузов в труднопроходимых районах и на бездорожье. Заднеприводный автомобиль с механической коробкой передач и грузоподъемностью 250 кг развивает скорость до 130 км/ч. «Чаборз» М-3 работает в диапазоне температур от минус 20 до плюс 50 градусов. Запас хода от 200 до 500 км. Объем бака — 30 л, использует топливо АИ-92, АИ-95.
Об основных отличиях военного багги от гражданского в ходе презентации машины рассказал заместитель начальника Росгвардии по Чечне и помощник главы республики по силовому блоку Даниил Мартынов.
В частности, на месте пассажира можно установить ручной модернизированный пулемет Калашникова и его версии калибра 7,62 мм. Также возможны: установка гранатометов АГС-30 и АГС-17, легкой навесной брони, носилок на крыше и дополнительного оборудования (лебедки, системы связи, эвакуационное и медицинское оборудование).
На сегодняшний день объем серийного производства составляет 30 машин в месяц, сообщил Мартынов. По его словам, багги строился в первую очередь для российских спецподразделений. Он подчеркнул, что, помимо того что в чеченских багги заинтересованы российские силовые ведомства, к проекту уже проявили интерес другие страны (в частности, Белоруссия и Казахстан).
Вопросы цены
Среди минусов багги — цена боевой машины, отмечают опрошенные РБК эксперты. Ожидается, что «Чаборз» М-3 будет стоить не более 1,5 млн руб.
К примеру, багги «УРА», выпускаемый ООО «Лось» (Тольятти), в 2013 году стоил 450 тыс. руб., напомнил главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов. Тогда же был подписан контракт с Минобороны на поставку четырех таких машин, но серийно багги в России пока никто не выпускает, отметил Фролов.
«Вместе с тем закупка зарубежной техники сопряжена с различными сложностями, если багги действительно нужен российским силовым ведомствам, то производить его лучше дома», — считает эксперт.
Также одноклассник «Чаборза» — полноприводный багги Sider — более легкий в управлении, с автоматической коробкой передач и тоже российского производства (правда, двухместный и с комплектующими из Китая), в базовой комплектации стоит 905 тыс. руб, указано на сайте производителя.
Четырехместный израильский Tomcar (автоматическая коробка передач, заднеприводный) в зависимости от того, работает он на дизельном топливе или от электричества, стоит от 1,4 млн до 2,5 млн руб. Цена двухместного начинается от 1,1 млн руб.
Сверхлегкий американский полноприводный Polaris MRZR-2 с автоматической коробкой передач стоит около 1,8 млн руб. Цена канадского полноприводного BRP RPAMS C2 Commander с автоматической коробкой передач составляет около 1,5 млн руб.
Боевые задачи
Кадыров отметил, что такие машины сегодня очень нужны военным в Сирии. «Потому что, если где-то в горах сидит [боевик], достать его практически невозможно. Есть ситуации, когда надо пробираться окольными путями, этот автомобиль будет помогать», — подытожил глава Чеченской Республики.
В Сирии более актуальны минозащищенные машины, отметил военный эксперт, руководитель отдела исследований ближневосточных конфликтов Института инновационного развития Антон Мардасов.
По его словам, такие машины больше подходят для контролирования безопасности в самой Чечне, но не в Ираке или Сирии. «Там нужно что-то более серьезное — чтобы фугасы не могли дистанционно подорвать автомобиль», — считает Мардасов.
В дальнейшем «Чеченавто» планирует выпускать «Чаборз» М-6. Предполагается, что это будет легкий ударный автомобиль, предназначенный для разведывательных действий и охраны государственных границ. Также ожидается, что шестиместный багги будут активно использовать структуры МЧС. Автомобиль будет полноприводный грузоподъемностью около 1,5 тыс. кг. Его цена пока не сформирована.
«Сейчас МЧС закупать ничего не будет, у ведомства денег нет, — заявил РБК источник в ведомстве. — Идет сокращение федеральной группировки, все финансирование поступает в муниципальные бюджеты. Если чеченцы хотят продать свои багги министерству, то им нужно пытаться попасть на выставку средств спасения и там грамотно презентовать свои машины, аргументировав, почему они нужны спасателям».