«Звезде» не хватает заказов
Миллиарды для «Звезды»
Судостроительный комплекс «Звезда», который строят «Роснефть» и Газпромбанк, рискует остаться без заказов «Газпрома» и НОВАТЭКа, на которые рассчитывали инвесторы проекта. Речь идет о судах и морской технике, в частности передвижных буровых установках и стационарных платформах, предназначенных для освоения шельфовых месторождений «Газпрома» в северных морях, и танкерах для перевозки сжиженного природного газа (СПГ) для НОВАТЭКа. Общий объем этих заказов предварительно оценивался в несколько сотен миллиардов рублей.
В письме «О размещении заказов на СК «Звезда», которое вице-президент «Роснефти» по энергетике, локализации и инновациям Андрей Шишкин направил заместителю министра энергетики Кириллу Молодцову 10 марта (имеется в распоряжении РБК), говорится, что компания предложила «Газпрому» расширить перечень заказов на морскую технику для освоения арктического шельфа и разместить их на судоверфи «Звезда».
«Роснефть» не устроил план-график заказа судов и морской техники «Газпрома» на период до 2035 года (есть у РБК), согласно которому резка металла по первому из шести судов для арктического шельфа запланирована не ранее 2021 года, а заключение договоров по ним — не ранее четвертого квартала 2020 года. Как пишет Шишкин, это не обеспечивает выполнение указания президента от 1 сентября 2016 года «О размещении заказов на судостроительном комплексе «Звезда» и пункта 7 протокола оперативного совещания Совета безопасности России от 28 января 2016 года «О заключении контрактов на строительство судов и морской техники с АО «ДЦСС».
В пресс-службе «Газпрома» от комментариев отказались. В Минэнерго также не ответили на запрос РБК прокомментировать документ.
Как появился проект кластера «Звезда»
Судостроительный промышленный кластер «Звезда» создается в городе Большой Камень Приморского края с 2009 года на базе АО «Дальневосточный центр судостроения и судоремонта» (ДЦСС), в которое входят судоремонтный завод «Звезда» (ДВЗ) и верфь. Первоначально проект вели Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) и южнокорейская кораблестроительная компания Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering Co (DSME). В 2012 году DSME вышла из проекта. В 2015 году было решено, что финансированием кластера будут заниматься «Роснефть» и Газпромбанк. Принадлежащие ОСК 75% акций ДЦСС были переданы образованному инвесторами консорциуму «Современные технологии судостроения» (СТС, 89% у дочерней компании «Роснефти» «РН-Транс», остальное — у «ГПБ-Промышленные инвестиции», принадлежащей Газпромбанку).
Стоимость всего проекта оценивается в 149 млрд руб., комплекс будет строиться в три очереди. В результате «Звезда» сможет строить средне- и крупнотоннажные суда, морские буровые, разведочные и добычные платформы, суда обслуживающего флота, в том числе ледового класса.
Платформа преткновения
Источник РБК в «Роснефти» пояснил, почему компания недовольна сроками, в которые концерн предполагает заключить договоры с подрядчиками по арктическим проектам. «Заключение договора в конце 2020 года выглядит надуманным поводом, чтобы заказать технику не у нас, а за границей. Делать проект одного судна один-два года на стороне — это долго: «Роснефть» способна справиться сама. Выделение инвестиций на морскую технику можно было бы запланировать в 2018 году», — считает собеседник РБК.
«Роснефть» также предлагает дополнить будущий заказ «Газпрома» на «Звезде» стационарной добычной платформой для освоения месторождения Каменномысское-море (запасы газа — 534 млрд куб. м) в Обско-Тазовской губе и ледостойкими блок-конструкторами для обустройства этого месторождения. Два года назад «Газпром» оценивал эти работы в 190 млрд руб. Но, как сообщила в октябре 2016 года «Российская газета», «Газпром» намеревался заказать большую часть работ по изготовлению стационарной платформы для этого месторождения, запустить которое планируется к 2025 году, на заводе «Звездочка» в Северодвинске, принадлежащем ОСК.
При этом в плане заказов «Газпрома» на строительство судов пока вообще нет стационарной платформы. Заместитель председателя правления «Газпрома» Виталий Маркелов в письме вице-президенту «Роснефти» Шишкину, которое прилагалось к плану заказов концерна, уточняет, что представленный план-график по строительству морской техники актуален на конец 2016 года, носит ориентировочный характер и нуждается в доработке, включающей обоснование инвестиций на обустройство каждого конкретного месторождения.
Подготовка к заключению договора генерального подряда по заказу на строительство судов, как пишет Маркелов, требует проведения конкурсных процедур, если не выйдет распоряжение правительства о предоставлении «Звезде» статуса единственного поставщика.
Альтернативные подрядчики
Пока единственным заказчиком судов на новой верфи «Звезда» является «Роснефть». «На данный момент ее заказ включает четыре многофункциональных судна снабжения ледового класса и пять танкеров типа «Афрамакс», работающих на газомоторном топливе. Первое судно снабжения ледового класса планируется сдать в 2019 году», — сообщил РБК официальный представитель «Роснефти». Он добавил, что ведутся переговоры с «Совкомфлотом» о заказе строительства на «Звезде» еще пяти танкеров класса «Афрамакс» для перевозки нефти по Балтийскому морю. Комментировать переговоры с «Газпромом» по поводу объема заказа на верфи он отказался.
Собеседник РБК, близкий к компании ДЦСС, оценил стоимость текущих заказов на верфи в 70 млрд руб.
Источник РБК в «Газпроме» пояснил, что там не намерены строить суда для освоения шельфа в ближайшее время, поскольку по этому вопросу еще нет инвестиционного решения. «Месторождение Каменномысское-море еще не доразведано, и мы пока не знаем, целесообразно ли его разрабатывать именно со стационарной платформы и каково должно быть ее наполнение. На этом этапе размещать где-либо заказ на платформу — это авантюра. Мы направили свои предложения в «Роснефть», но они их не согласовали, потому что хотят, чтобы мы строили на ее верфях как платформу, так и ледостойкие блоки. Стоимость такой платформы на гравитационном основании в текущих ценах при строительстве на «Звезде» обойдется в сумму около $1 млрд, а полупогружная буровая установка, которая есть в плане-графике, может стоить около 50 млрд руб.», — пояснил собеседник РБК в монополии. Корабли для шельфа можно было бы купить уже готовые, причем с дисконтом, но с учетом поручения президента они скорее будут построены на отечественных верфях, считает источник РБК.
Он подтвердил, что, поскольку распоряжения правительства о назначении «Звезды» единственным поставщиком по шельфовому судостроению «Газпрома» нет, концерн должен проводить тендеры. На заказ помимо «Звезды» могли бы претендовать предприятия ОСК — Выборгский судостроительный завод и верфь «Звездочка» в Северодвинске. У них есть успешный опыт строительства морской буровой техники для арктического шельфа, говорит директор аналитического центра «Гекон» Михаил Григорьев. Уровень компетенции персонала и технические возможности находящейся в стадии становления «Звезды» по таким проектам еще не ясны, что создает риски для заказчиков, полагает эксперт.
Стоимость строительства одного судна обеспечения работ на арктическом шельфе по текущим мировым рыночным ценам составит $25–50 млн в зависимости от дизайна и технического наполнения. При строительстве на норвежских верфях это займет год, подсчитал для РБК вице-президент компании Songa Opus Offshore Drilling Александр Жиленков. Сооружение самоподъемной морской буровой установки для работы в северных морях он оценил в $110–180 млн, срок строительства — полтора года. Полупогружная буровая установка обойдется в $250–500 млн и два года работ до спуска на воду, современное буровое судно — до $600 млн и тот же срок.
По словам источника РБК в «Роснефти», в случае если «Газпром» разместит весь объем заказа из планируемых им к строительству судов и буровой установки даже без учета стационарной платформы, дополнительного финансирования на создание судостроительного кластера не потребуется.
Источник РБК в Минэнерго полагает, что «Газпром» и «Роснефть» рано или поздно найдут компромисс. Он подтверждает, что поручения правительства, обязывающего «Газпром» построить весь объем морской техники из плана по освоению шельфа до 2035 года, именно на этой верфи пока нет.
Танкерный фронт
Источники РБК в «Роснефти» и Минэнерго знают о переговорах «Роснефти» с НОВАТЭКом о размещении на «Звезде» заказов на морскую технику. Официальные представители НОВАТЭКа и «Роснефти» эту тему не комментируют.
Источник РБК в НОВАТЭКе пояснил, что основной объем заказов на суда для проекта «Ямал СПГ» уже размещен на южнокорейских верфях, последние корабли спустят на воду к 2019 году. В общей сложности для нужд проекта заказано 15 танкеров-газовозов, часть которых уже готова. Их суммарная стоимость в 2014 году оценивалась примерно в $5,5 млрд.
Проект «Арктик СПГ 2» будет запущен после 2023 года и суда под его нужды еще не заказывались, утверждает собеседник в НОВАТЭКе. «Не исключено, что мы сможем обойтись судами для «Ямала СПГ» и под этот проект», — полагает он. Менеджер считает, что по технологическим причинам на создаваемом на «Звезде» сухом доке будет невозможно строить танкеры для СПГ.