Частный БАМ не прошел проверку на справедливость
Первый вице-премьер Андрей Белоусов поручил профильным ведомствам проработать оптимальные варианты вывоза угля с Эльгинского месторождения в Якутии с учетом интересов других грузоотправителей.
Об этом говорится в протоколе совещания о проработке финансовой модели строительства новой железной дороги от Эльги до поселка Чумикан на берегу Охотского моря (третья ветка БАМа), которое прошло под руководством Белоусова 27 августа. У РБК есть копия документа, его содержание подтвердили источник в правительстве и один из грузоотправителей. РБК направил запрос представителю Белоусова.
«Эльгауголь» (оператор разработки месторождения, 95% принадлежит «А-Проперти» Альберта Авдоляна, 5% у «Ростеха») просила РЖД о дополнительном вывозе 30 млн т по уже построенным участкам БАМа в течение пяти лет, за которые она намерена построить собственную железную дорогу Эльга — Чумикан и новый порт на Охотском море. Только при таком условии компания считает этот проект целесообразным.
Протяженность дороги Эльга — Чумикан по плану составит около 500 км, по ней можно будет поставлять 30 млн т угля в год, такая же мощность должна быть у порта. Как следует из расчетов «Эльгаугля», которые были направлены 20 августа в Минтранс, дорога и порт обойдутся в 97,1 млрд руб. (около $1,3 млрд).
Что поручил Белоусов
По словам источника в правительстве, на этом совещании Белоусов отметил, что при дополнительном вывозе угля с Эльгинского месторождения «не совсем справедливо» нарушать планы других грузоотправителей, и поручил искать оптимальное решение. Согласно протоколу, Минтранс, Минэнерго, РЖД, ФАС и Минэкономразвития должны к 3 сентября определить предельные объемы дополнительного вывоза угля с Эльги по БАМу, которые не повлекут за собой сокращение отгрузок продукции других экспортеров.
Белоусов также рекомендовал главе «Эльгаугля» Александру Исаеву актуализировать модель проекта с учетом максимальных объемов вывоза угля с Эльгинского месторождения и затрат (с их обоснованием) на строительство глубоководного порта, временных технологических дорог, искусственных сооружений, говорится в протоколе. «При возникновении дефицита средств для реализации проекта проработать вопрос о привлечении средств из Фонда национального благосостояния (ФНБ)», — указано в документе. Представитель «А-Проперти» ранее говорил, что проект строительства дороги и порта планируется реализовать исключительно за счет операционного потока группы, собственных и привлеченных средств. «Привлечение субсидий и/или иных мер государственной поддержки в рамках данного проекта не предполагается», — подчеркивала она. РБК направил запрос в «А-Проперти».
На основании дополнительных материалов, представленных «Эльгауглем» в правительство, профильные ведомства должны подготовить согласованные предложения по проекту Эльга — Чумикан к 8 октября, говорится в протоколе. Строительство полностью частной дороги может привести к некоторым ограничениям на инфраструктуре РЖД (на время строительства собственной инфраструктуры), сообщили РБК в пресс-службе Минэнерго, добавив, что профильные ведомства сейчас находятся в поиске оптимального решения.
РЖД в целом поддерживают проект. «Чем разветвленнее сеть [железных дорог], тем проще для нас распределить потоки грузов», — заявил глава РЖД Олег Белозеров в ходе Восточного экономического форума в четверг, 2 сентября. Он отметил, что если «эльгинские коллеги» готовы гарантировать объемы отгрузок своими капитальными вложениями, то РЖД это поддерживает. Представитель ФАС отказался от комментариев. РБК направил запросы в пресс-службы Минтранса и Минэкономразвития.
Планы Эльги
«А-Проперти» приобрела контроль над Эльгинским месторождением (крупнейшее месторождение коксующегося угля в России с запасами 2,2 млрд т) в апреле 2020 года у «Мечела» Игоря Зюзина и сейчас наращивает добычу. В прошлом году она увеличила производство на 60%, до 7 млн т, в 2021 году собирается его довести до 18 млн т. План на 2023 год — 45 млн т в год.
У Эльгинского угольного комплекса уже есть одна частная дорога: Улак — Эльга протяженностью 321 км, соединяющая месторождение с БАМом в Амурской области. «Мечел» строил дорогу шесть лет, с 2008 по 2014 год, она обошлась в 80 млрд руб. Компания Авдоляна заявляла, что также намерена увеличить пропускную способность дороги Улак — Эльга до 30 млн т.
В 2020 году угольные предприятия Якутии добыли 20 млн т (из крупных компаний помимо «Эльгаугля» в республике работает «Колмар», принадлежащий Анне Цивилевой), в этом году они собираются удвоить добычу, а с 2025 года планируют направлять на экспорт 64 млн т, из них 30 млн т — Эльга. Это вдвое превышает возможности Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей, даже с учетом модернизации (предусматривает вывоз только 32 млн т).
Кто может пострадать из-за проекта Авдоляна
Каменный уголь — основной груз на сети РЖД, на него приходится 28% в общем объеме грузов. На Восточном же полигоне (БАМ и Транссиб) на уголь приходится около 122 млн т при суммарной провозной способности 144 млн т.
Как писал «Коммерсантъ», Минтранс, Минэнерго и РЖД предварительно согласовали «Эльгауглю» право первоочередного провоза 20 млн т угля в год по БАМу. По данным издания, если власти гарантируют вывоз такого объема грузов для компании Авдоляна, то в 2022–2023 годах придется снизить вывоз угля по БАМу из других регионов совокупно на 18 млн т. В основном это коснется угольщиков из Хакасии и Бурятии, поскольку с компаниями Кузбасса РЖД уже заключили соглашение о ежегодных объемах вывоза угля. В Бурятии и Хакасии работают СУЭК, «Коулстар» и «Русский уголь».
В СУЭКе (работает в Кузбассе, Хакасии и Бурятии) ранее выражали надежду, что РЖД и профильные ведомства смогут найти решения, которые позволят осуществлять перевозку угля в полном объеме всем производителям: зачастую это градообразующие предприятия, поэтому задача их стабильной работы стоит на первом плане. РБК направил запросы в «Коулстар» и «Русский уголь».
«Предельные цифры по пропускной способности Восточного полигона к 2030 году — 210 млн т. Этого объема может не хватить — мы не вывезем все, что производит Сибирь [и Дальний Восток], если у нас не будет диверсифицированных экспортных путей на востоке», — говорил в интервью РБК глава Минвостокразвития Алексей Чекунков, напоминая, что пробки на железной дороге из-за узких мест возникают уже сейчас. Он считает, что необходимо поддерживать дальневосточных грузоотправителей. «У проектов в западной части России есть альтернативные маршруты, и их собственники стараются максимизировать прибыль, направляя грузы на Дальний Восток, а не в Новороссийск [или другие порты на юге или западе]. Но странно, когда грузы с востока страны, у которых нет такой альтернативы, стоят, а с запада едут», — подчеркивал он.