Как это сделать: избежать ошибок при налоговой проверке
Все проверки делятся на камеральные и выездные. В ходе первых изучаются налоговые декларации и прочие документы фирмы на наличие ошибок. При выездных в офисе компании проверяется исчисление и своевременность уплаты налогов в пределах трех лет.
Как правило, наиболее серьезные последствия влекут выездные проверки. Они проводятся по плану, который разрабатывается на основании Концепции системы планирования выездных налоговых проверок (приказ ФНС России от 30.05.2007 №ММ-3-06/333@). К критериям, повышающим риск попадания предприятия в этот план, относятся уплата налогов в меньшем размере, чем в среднем по отрасли, постоянные убытки, требование налоговых вычетов, низкая заработная плата сотрудников и т.п. Впрочем, попасть в план могут любые организации.
Ошибки бизнеса
Типичная ошибка — предоставление излишних либо непредставление документов. Нередко требование инспекторов сформулировано в стиле «мы сами не знаем, что мы хотим у вас попросить, поэтому дайте все, что есть». И зачастую налоговый орган придумывает новые основания для привлечения к ответственности, используя предоставленные документы. Поэтому к их передаче надо подходить аккуратно. С одной стороны, чтобы не попасть под ответственность за непредставление документов (штраф 200 руб. за каждый документ). С другой, чтобы не передать инспектору сведения, которые тот прямо не требует, но на их основании у него могут появиться новые идеи (а они всегда не в пользу бизнеса).
Другая ошибка — указание в возражении на акт выездной налоговой проверки всех ошибок, допущенных инспекторами. В этом случае они могут проводить дополнительные мероприятия, чтобы исправить свои недостатки. В возражениях лучше указать общие доводы, а существенные недочеты приберечь на оспаривание решения налогового органа в суде.
К исключениям относятся серьезные ошибки, которые налоговики в дальнейшем не смогут исправить. К примеру, в нашей практике был случай, когда во время выездной проверки инспекция получила объяснения от ряда свидетелей. В возражениях на акт компания обратила внимание на то, что фактически свидетелям задавались некорректные вопросы, ответы на которые не могут подтвердить претензии налогового органа. Последний назначил дополнительные мероприятия и передопросил свидетелей, задав вопросы с учетом возражений бизнеса.
Отсутствие ответственного за предоставление документов и информации лица, а также отсутствие алгоритма действий сотрудников при общении с налоговиками — еще одна характерная ошибка. Например, иногда сотрудники по одной и той же операции или сделке могут дать разные, противоречивые сведения. Общение с инспектором, который может оказывать психологическое давление, для неподготовленного человека — это стресс. Реакцией на это могут быть некорректные объяснения по легальной операции, чем в дальнейшем может воспользоваться налоговик.
Так, у одного нашего клиента во время опроса персонала об операции, осуществленной два года назад, работники дали разные пояснения. На этом основании налоговый орган сделал вывод о ее фиктивности. Предотвратить подобное развитие событий можно, заранее проведя разъяснительную работу с персоналом. Желательно разработать и раздать памятку, в которой подробно прописать действия сотрудников в подобных ситуациях. Руководителю стоит заранее определить лицо, которое будет ответственным за передачу документов и предоставление информации налоговикам. Им может быть главный бухгалтер, юрист компании или другое лицо, владеющее ситуацией.
Ошибки налоговиков
К счастью, ошибаются не только предприниматели, но и сами налоговики. Наш совет компаниям — больше обращать внимания на существенные процедурные ошибки инспекторов, которые могут повлечь отмену решения по налоговой проверке. Они могут быть самыми разными.
Например, если налоговики не дали бизнесу ознакомиться и объясниться по материалам проверки. Это может стать причиной неверных выводов налогового органа, что является существенным нарушением в проведении проверки. По этой причине в споре московского научно-производственного объединения «СПЕКТР» с инспекцией ее решение было отменено судом (постановление АС МО от 09.02.2015 №Ф05-16883/2014).
Налоговики не вручили компании акт камеральной проверки и уведомление о рассмотрении ее материалов. Тем самым проверяющие нарушили пункт 5 статьи 100 НК РФ, согласно которому акт налоговой проверки в течение пяти дней нужно вручить представителю компании под расписку или передать иным способом. У контролеров не было ни уведомления о вручении почтовой корреспонденции, ни самого конверта заказного письма. Из-за этого в противостоянии новосибирского ООО «Малевич» и местных налоговиков решение последних было отменено судом (постановление ФАС ЗСО от 17.07.2014 №А45-20696/2013).
Налоговый орган не допустил представителя ИП к материалам налоговой проверки. Так, Арбитражный суд Иркутской области, рассмотрев заявление индивидуального предпринимателя ИП Петрушина С.П о неправомерном действии местных фискалов, отменил их решение (постановление ФАС ВСО от 28.05.2014 №А19-10260/2013).
В решении по проверке указаны новые основания для доначисления налогов, не приведенные в акте, а суммы доначислений превышают прежние. По этим причинам московская «Фабрика-прачечная №19», не согласная с результатом проверяющих, отправилась в суд защищать свои интересы и сделала это с успехом (постановление ФАС МО от 11.12.2013 №Ф05-15400/2013).
К акту проверки не приложены документы, на основании которых сделан вывод о совершении налогового правонарушения (выписки по расчетному счету общества, протоколы допросов). В акте налоговики должны были указать, откуда возникла налоговая недоимка и обязательно приложить нужные документы. Иначе выводы контролеров являются бездоказательными. Это существенное нарушение, что подтверждается судебной практикой. По этой причине ГБУ «Доринвест» в Арбитражном суде города Москвы смогло признать недействительным решение налоговой инспекции (постановление ФАС МО от 03.06.2014 №Ф05-5185/201).
В общем бизнесу необходимо готовиться к налоговым проверкам заранее. Особенно если организация соответствует критериям, привлекающим повышенное внимание налоговиков. Необходимо убедиться, что все сотрудники понимают, как себя вести в случае, если налоговый орган начнет их допрашивать, в том числе с применением давления. Во время проверки не стоит помогать налоговикам — давать те документы, о которых инспектор четко не попросил, указывать в возражениях на акт проверки те ошибки, которые налоговый орган может исправить, назначив дополнительные мероприятия. Кроме того, имеет смысл очень внимательно отнестись к таким нарушениям со стороны налогового органа, которые сами по себе могут повлечь отмену его решения. Это позволит бизнесу сэкономить значительные финансовые и временные ресурсы.