10 самых успешных российских кинопродюсеров
Наш кинобизнес никогда не был бизнесом в традиционном понимании этого слова (деятельностью, направленной на систематическое получение прибыли). Из 589 фильмов, снятых отечественными продюсерами с января 2007 года по июнь 2014-го, в прокате окупились только 45. А общие кассовые сборы в размере 40 млрд рублей не дотянули даже до общей суммы производственных бюджетов – 47 млрд. Если бы не постоянная помощь государства, выделившего за то же время на поддержку кино 27 млрд рублей, многие кинокомпании просто перестали бы существовать.
Поэтому успешный продюсер – человек для кинобизнеса очень редкий, таких в буквальном смысле можно пересчитать по пальцам. Более того, мы решили не учитывать убытки от провальных в коммерческом плане картин, иначе в нашем и без того небольшом рейтинге могли остаться всего три продюсерские компании. Если не одна – специализирующаяся на низкобюджетных комедиях Enjoy Movies, единственная, у которой за исследованный период не было неудачных проектов.
За пределами топ-10 оказались все компании, которые сумели заработать на своих фильмах: «Централ Партнершип», принадлежащая «Газпром-Медиа Холдинг», – условная прибыль 2,5 млн долларов (см. «Как мы считали») за фильмы «Бой с тенью 3D: Последний раунд», «Темный мир в 3D» и «Невеста любой ценой»; основанная продюсером Владимиром Поляковым Renovatio Entertainment – 2 млн за «Что творят мужчины!», «Дублер» и «Чемпионы»; «ТРИТЭ» Никиты Михалкова – 1,1 млн за «12» и «Легенда № 17».
Как мы считали
Для рейтинга мы выбрали российские фильмы с производственным бюджетом не менее 1 млн долларов, вышедшие на широкий экран с 1 января 2007 года по июнь 2014-го. Для каждой картины рассчитывалась прибыль (или убыток), которую получил продюсерский центр. Для этого из суммы сборов фильма вычитались доход кинотеатров (50%), доход дистрибьютора (в среднем 7% от суммы, оставшейся после вычета доли кинотеатров) и производственный бюджет. Не принимались во внимание как прочие источники доходов (продажа DVD, телевидение, продакт плейсмент и т.д.), так и другие статьи расходов (продвижение, печать копий и т.д.). Итоговая прибыль продюсерского центра – сумма доходов, полученных от проката успешных картин. Убыток от провальных фильмов не учитывался. Если в создании ленты принимало участие больше одной кинокомпании, прибыль делилась между участниками. Данные в рублях переведены в доллары США (в этой валюте традиционно исчисляются кассовые сборы) по среднегодовым курсам за соответствующий период.
Мария Фомичева, Елена Желобанова, Катерина Китаева, Мария Симонова

Основатель группы компаний Bazelevs
Прибыль продюсерского центра от проката картин за 2007-2014 гг. $39,4 млн
Несостоявшийся энергетик – в конце 1970-х, сразу после школы, будущий продюсер несколько лет проучился в Московском энергетическом институте – Бекмамбетов начинал творческую карьеру со съемок рекламы. Его работы стали широко известны после серии роликов «Всемирная история. Банк «Империал», а имя – после премьеры «Ночного дозора», фэнтези, снятого по мотивам романа Сергея Лукьяненко. Потом на экраны вышел «Дневной дозор» – и понеслось. Бекмамбетов своего не упускает: в 2010-м «выстрелили» «Ёлки», в следующем году появились «Ёлки 2», а еще через два года – «Ёлки 3». Примечательно, бюджет третьей картины на 10% меньше бюджета первой, а сборы в 1,5 раза выше – 38,1 млн долларов против 22,8 млн. Неудивительно, что зрителя ждут «Ёлки лохматые» и рождественские «Ёлки 1914».
Впрочем, не все фильмы Тимура Бекмамбетова коммерчески успешные. Например, комедия «Выкрутасы», выпущенная в 2011 году, с Милой Йовович, Константином Хабенским и Иваном Ургантом в главных ролях собрала 12 млн долларов, превысив бюджет в 1,6 раза. А для того чтобы продюсер хотя бы вышел в ноль, надо было наскрести не меньше 17 млн. Результат «Выкрутасов» не самый худший на счету Бекмамбетова. Триллер «Президент Линкольн: Охотник на вампиров» (снят в 2012-м в партнерстве с мастером зрелищного кино Тимом Бертоном) провалился в прокате, заработав лишь 37,5 млн долларов при бюджете в 69 млн. Но от идеи покорить Америку Бекмамбетов отказываться не собирается, ведь у него там уже получались прибыльные проекты. Касса боевика «Особо опасен» с Анджелиной Джоли, Морганом Фрименом и Джеймсом Макэвоем (2008) превысила 340 млн долларов. Это почти в 5 раз больше затрат на производство. В следующем году на экраны выйдет «Особо опасен 2». Сиквелы Бекмамбетова еще ни разу не подводили.

Основатель кинокомпании СТВ
Прибыль продюсерского центра от проката картин за 2007-2014 гг. $29,1 млн
Самый опытный продюсер отечественного кинематографа. Дебютировал в 1980-м с фильмом «День ангела» (если не считать попытку в 14-летнем возрасте экранизировать одну из песен Высоцкого, начав и тут же закончив натурными съемками у стен Тульского КГБ). В 1992-м вместе с Алексеем Балабановым создал кинокомпанию СТВ. Сегодня в его фильмографии более 120 картин. Сельянов не раз говорил, что не гнался за коммерческим успехом, делал те фильмы, которые ему хотелось, будь то зрительское кино или арт. Поэтому в его послужном списке и криминальные драмы «Бумер» и «Брат», и комедия с ментальным юмором «Особенности национальной охоты», и документальный проект про мальчика-аутиста «Антон тут рядом».
На самом деле за семь лет у Сергея Сельянова вышел лишь один коммерчески успешный фильм – комедийный блокбастер «Джунгли». Прочие работы – «Морфий», «Околофутбола», «Бабло» и др. – не окупились в прокате. Место в рейтинге ему обеспечили мультфильмы. Студию «Мельница» Сельянов открыл в 1999 году. Первые анимационные фильмы для большого экрана оказались убыточными. «Карлик Нос» в 2003 году собрал рекордные для российских мультфильмов 600 тыс. долларов, но продюсеры остались с носом, поскольку потратили на производство 2,5 млн долларов. В 2004-м в прокате стартовала «богатырская» серия. «Алеша Попович и Тугарин Змей» продемонстрировал убедительную победу добра над злом во всем, за исключением доходов. Сборы подросли до 1,7 млн долларов, правда, и бюджет увеличился до 4 млн. Второй раунд – «Добрыня Никитич и Змей Горыныч» – состоялся в 2006 году, и вновь мимо кассы. Только на третий раз, отказавшись от борьбы с пресмыкающимися и выставив на стороне добра настоящего чемпиона, аниматоры добились своего: картина «Илья Муромец и Соловей-разбойник» стала успешной.
В этом году Сельянов заканчивает с «богатырской» серией и российским мультфольклором. В производстве у него снова импортная история – анимационный «Урфин Джюс». Зритель уже привык к мультфильмам на большом экране, и, возможно, новая работа не повторит судьбу «Карлика Носа».

Генеральный продюсер «ТНТ-Телесеть»
Прибыль продюсерского центра от проката картин за 2007-2014 гг. $16,7 млн
Александр Дулерайн окончил московский институт электронной техники. Но в самом начале 1990-х его одолело «Желание посмотреть фильм Райнера Вернера Фассбиндера» – именно такое название получила первая картина Дулерайна. В короткометражке, отмеченной, кстати, Нью-Йоркской академией кино, он выступил как актер, режиссер и продюсер. После чего целиком посвятил себя служению прекрасному.
Постигал азы киноискусства и в России, и в США. Карьеру начал в 1998-м копирайтером на СТС, а через год стал исполнительным продюсером канала. Уже тогда Дулерайна называли одной из наиболее талантливых персон российского кино. Появление яркой звезды на небосклоне альтернативного искусства предвещали несколько фильмов, снятых в соавторстве: например, киберкомикс «Иван-Дурак», созданный совместно с Сергеем Корягиным, комедия «Офшорные резервы» с Джейми Брэдшоу и др. Тогда же Александр стал сооснователем киноклуба Cine Fantom, существующего и сегодня. Одновременно с кино он занялся бизнесом: еще в 1997-м с продюсером Дмитрием Троицким делал рекламные ролики. С годами альтернативное явно уступило место коммерческому.
В 2002 году Дулерайн пришел на ТНТ. Начал он там с «Постельных сцен». Ничего такого: режиссер – Кирилл Серебренников, Марина Голуб в главной роли. Фильм, между прочим, о том, что все мечтают в юности найти настоящую любовь. Ну а получается как получается.
И если у героев этой ленты в жизни все сложилось не лучшим образом, то для генерального продюсера ТНТ поиски пути к массовому зрителю завершились оглушительным успехом. Уже много лет его ненавязчивые комедии заставляют наших соотечественников ходить в кинотеатры. Коммерческий продукт с абсолютной узнаваемостью – кавээнщики, Comedy Club, мощнейшая «бесплатная» медиаподдержка. Весь вечер на арене Галустян. Надо только расставить гэги по порядку – наверняка половина этой работы делается после съемок.
Никаких претензий на место в искусстве, чистый бизнес. И как результат, «Наша Russia: Яйца судьбы» стал номером два в номинации «Самый высокий коэффициент успешности». У студии вообще нет ни одного фильма, где касса проката была меньше бюджета. И пусть «Самый лучший фильм 2» и «Самый лучший фильм 3-ДЭ» не вошли в наш рейтинг, но по крайней мере не принесли больших убытков.
Из картин, попавших в рейтинг, у «Самого лучшего фильма» самые высокие зарубежные сборы (2,9 млн долларов). Не факт, что это пошло на пользу имиджу российского кинематографа.

Генеральный продюсер Enjoy Movies
Прибыль продюсерского центра от проката картин за 2007-2014 гг. $13 млн
В профессиональном сообществе enjoy movies не любят за их «низкопробные» комедии. Но наверняка не обходится без ревности к успеху. Продюсеры Георгий Малков и Гевонд Андреасян, а также режиссер Сарик Андреасян создали Enjoy Movies в 2010-м и за четыре года выпустили в прокат 12 фильмов. Все они стали прибыльными – сборы в разы превысили бюджет. В компании объясняют свой успех следованием двум жестким правилам: сценарий должен быть основан на ментальном юморе, в процессе съемок не допускается выход за рамки производственного бюджета – в среднем 2 млн долларов. Не все могут такое повторить, хотя рецепт кажется несложным. Георгий Малков полагает, что проблема тех продюсеров, у которых не получается, заключается в том, что они идут на поводу у своих желаний. «В первую очередь они делают то, что интересно им, а не зрителю. И еще у многих амбиции воспитывать людей через кино. Притом не факт, что у всех есть основания для просвещения аудитории», – говорит Малков.
На втором десятке комедий основателям Enjoy Movies стало тесно в жанре, и они решили снять несколько фильмов ужасов. Будут ли они коммерчески успешными, скоро узнаем.

Генеральный директор студии «Дирекция кино» (Первый канал)
Прибыль продюсерского центра от проката картин за 2007-2014 гг. $11,5 млн
Имея такого партнера, как Константин Эрнст, кажется, можно не беспокоиться о завтрашнем дне. Но заслуги талантливого менеджера кино Анатолия Максимова никто не оспаривает. В его портфеле (на пару с Эрнстом) с 2000 года более 20 фильмов, и все как на подбор: «Ночной дозор», «72 метра», побившая рекорды по сборам «Ирония судьбы. Продолжение» и, конечно, очень грамотно продвигавшийся «Высоцкий. Спасибо, что живой». Однако Максимов расслабляться не собирается. Анонсированный им эпический проект «Викинг» должен стать этаким отечественным «Властелином колец». Любимец женщин Данила Козловский выступит в роли собирателя земель русских Владимира Красное Солнышко. Бюджет в 28 млн долларов ставит фильм в ряд с самыми дорогостоящими за последние годы. Однако харизма продюсера сделала свое дело: даже Columbia Pictures согласилась войти в долю, вложив 300 млн рублей.

Генеральные продюсеры кинокомпании «Квадрат»
Прибыль продюсерского центра от проката картин за 2007-2014 гг. $8,9 млн
Звездная продюсерская парочка из Одессы – неотъемлемая часть более масштабной группировки: «Квартет И», «Квадрат» – все названия говорят о том, что их четверо (а на самом деле пятеро). Они считают себя родоначальниками отечественной импровизации и давно стали таким же фундаментальным символом юмористического жанра, как, скажем, КВН со всеми связанными с ним проектами. В большом кино у продюсеров достижения пока довольно скромные – четыре фильма за семь лет. Два из них принесли неплохую прибыль: представители как сильной, так и прекрасной половины населения нашей страны охотно подслушивали эмоциональные полуторачасовые «чисто мужские» разговоры. А вот последний проект «Быстрее, чем кролики» сложно назвать коммерчески успешным: при бюджете в 3 млн долларов собрал он всего 5 млн.

Генеральный директор компании «Интерфест»
Прибыль продюсерского центра от проката картин за 2007-2014 гг. $7,7 млн
В фильмах, выпускаемых Ренатом, любовь так или иначе всегда побеждает. Это перекликается с жизнью продюсера. Каждый из его официальных и не очень браков широко обсуждался, а за 52-летним Давлетьяровым закрепился имидж покорителя женских сердец. Вероятно, поэтому он так удачно сделал ставку на банальную историю обмена телами, которую воплотили на экране Кристина Орбакайте и Гоша Куценко. У первого фильма сборы превысили бюджет почти в 4 раза, а у второго – почти в 6 раз. Правда, третья попытка увлечь зрителей семейными разборками господ Голубевых оказалась гораздо более блеклой. Другие эксперименты с фантастическими любовными сюжетами («Ведьмин ключ», «Параллельные миры») оказались не слишком прибыльными. Может быть, ставка на криминально-художественные приключения в фильме «Чистое искусство», премьера которого запланирована на осень, будет успешнее.

Основатель и глава кинокомпании «Леополис»
Прибыль продюсерского центра от проката картин за 2007-2014 гг. $6 млн
«Cлужебный роман» в современной интерпретации вызвал очень противоречивые эмоции у зрителей. Все-таки Ливнев покусился на святое для подавляющего большинства граждан бывшего Союза. Но фильм собрал хорошую кассу. Далее команда Сергея Ливнева начала творить чудеса. Сборы ленты «Любовь в большом городе» в 3 раза перекрыли вложения. И это несмотря на то, что над названием создатели явно не раздумывали, да еще и действие перенесли в Нью-Йорк. После любви пошли дети, потом подросшие дети... Видимо, мятущаяся троица главных героев настолько «попала в струю», что все три фильма при снижении бюджетов в разы увеличивали сборы. Таким везением, пожалуй, мало кто из коллег Ливнева может похвастаться. Остается все же надеяться на чувство меры основателя «Леополиса» и верить, что «Любовь в большом городе 4» мы увидим еще не скоро.

Генеральный продюсер компании Yellow, Black and White
Прибыль продюсерского центра от проката картин за 2007-2014 гг. $4,1 млн
Бывшие кавээнщики, директор сборной РУДН Эдуард Илоян, капитан команды БГУ Виталий Шляппо и сценарист команды БГУ Алексей Троцюк. Как говорят в компании, Yellow, Black and White означает дружбу народов - три расы, три цвета кожи, кредо команды КВН «Дружба народов». В 2007-м году запустили юмористическое YBW Show на казахстанском телевидении. Затем стали делать развлекательные телесериалы для канала «СТС»: «ДаЁшь молодЁжь!», «Светофор», шоу «Уральские пельмени», «Нереальная история», «Люди Хэ», «Кухня». Компания развивалась, и продюсерам захотелось серьезного, большого кино. В декабре 2012-го в прокат вышел новогодний фильм «Со мною вот что происходит». События там разворачиваются накануне рождественских каникул, но тему выбрали необычную – экзистенциальное одиночество. Критики приняли фильм на ура. Зрители не поняли юмора. При бюджете в 300 тыс. долларов картина собрала всего 17 тыс. Но с экспериментами компания не завязала – перенесла на широкий экран телесериал «Кухня». Лента «Кухня в Париже» появилась в прокате 1 мая и «выстрелила». Уже через месяц после дебюта в Yellow, Black and White объявили, что собираются снимать «Кухню в Китае».

Художественный руководитель кинокомпании Art Pictures Studio
Прибыль продюсерского центра от проката картин за 2007-2014 гг. $3,4 млн
Федор Бондарчук говорит, что не любит публичности, на светских мероприятиях появляется редко и только потому, что положение обязывает. Но амбиций ему не занимать. Совместная с Дмитрием Рудовским Art Pictures Studio лишь один из его многочисленных проектов. Стартовал он громко: картина «9 рота» стала самым прибыльным российским фильмом 2005 года, собрав более 25 млн при бюджете 9,5 млн долларов. Годом позже касса «Жары» также в 3 раза перекрыла вложения (5,5 млн и 15,7 млн долларов соответственно). А вот с 2007-го коммерчески успешным можно назвать только «Духless». Однако пара нашумевших блокбастеров с внушительными бюджетами прокладывает дорогу менее затратным телепроектам, да и инвесторы сговорчивее, если на счету продюсера уже есть «Сталинград». Правда, в ближайшем будущем таких убойных фильмов вроде бы не ожидается. Из нынешних проектов Art Pictures Studio самый крупный бюджет у российско-французского мультика «Баба Яга» – 12 млн долларов. А из полнометражных картин самой дорогой должна стать «Пиковая дама» (2015) – в нее будет вложено 8,5 млн.