Россия привела доказательства вовлеченности Турции в нефтяной бизнес ИГ
У России есть «неопровержимые доказательства» причастности Турции к поставкам нефти с территорий, контролирующихся запрещенной в России организацией «Исламское государство» (ИГ). Об этом заявил начальник Главного оперативного управления Генштаба Вооруженных сил генерал-лейтенант Сергей Рудской. Брифинг показывает в прямом эфире телеканал «Россия 24».
Турецкие власти и лично президент Тайип Эрдоган вовлечены в добычу и перевозку в Турцию нефти из районов Сирии и Ирака, которые контролируются ИГ, заявил второй участник брифинга, заместитель министра обороны России Анатолий Антонов.
Рудской рассказал, что при поставках нефти с территорий «Исламского государства» в Турцию используются три основных маршрута: западный (к турецким портам на Средиземном море), северный (до нефтеперерабатывающего завода в Батмане на территории Турции) и восточный (до перевалочного пункта в турецком городе Джизра).
По западному маршруту нефть, которая добывается в районе Ракки, перевозится на северо-запад Сирии, оттуда — через погранпункты Азаз и Рейханлы нефть направляется к турецким портам Дертйол и Искендерун. Минобороны представило спутниковые снимки, на которых якобы можно наблюдать скопление автомобилей, перевозящих нефтепродукты на дороге, соединяющей Турцию и Сирию. Рудской отметил, что перевозки ведутся преимущественно ночью, а бензовозы маскируют под фуры.
Минобороны привело снимки, на которых в портах Дертйол и Искендерун зафиксированы ожидающие отгрузки бензовозы.
По северному маршруту нефть доставляется с нефтяных месторождений, расположенных на правом берегу Евфрата. Центром переработки этих нефтепродуктов, по словам Рудского, является находящийся под контролем «Исламского государства» район Дейр-эз-Зор. Оттуда бензовозы следуют к приграничному населенному пункту Камишлия и оттуда попадают на турецкую территорию (об этом, по словам Рудского, свидетельствуют спутниковые снимки, сделанные в августе 2015 года). Большая часть нефтепродуктов с этого маршрута попадает на нефтеперерабатывающий завод Батман, расположенный примерно в 100 км от турецко-сирийской границы.
Третий маршрут поставок, по данным Минобороны, идет с месторождений нефти на северо-востоке Сирии и северо-западе Ирака через расположенные на сирийской территории пограничные населенные пункты Кара-Чох и Чам-Ханик, а также Таван и Захо на иракской территории.
Рудской отметил, что ранее доходы «Исламского государства» от нелегальных поставок нефти составляли $3 млн, сейчас они сократились до $1,5 млн (благодаря ударам российской авиации по объектам нефтяной инфраструктуры ИГ).
Помимо десятков иностранных журналистов на брифинге Минобороны в Национальном центре управления обороной присутствовали специально приглашенные военные атташе. Представитель Германии после мероприятия рассказал журналистам, что для разведки этой страны информация российских коллег не является новой, но подтвердить достоверность конкретных фактов прямо сейчас немецкие военные не готовы и обязательно их проверят.
После того как турецкие ВВС 24 ноября сбили российский бомбардировщик на турецко-сирийской границе, российская сторона несколько раз обвинила Анкару в вовлеченности в бизнес «Исламского государства» по продаже нефти. Вице-премьер Дмитрий Рогозин говорил, что доходы от продажи нефти террористами «скапливаются на счетах конкретных лиц, отдавших приказ на уничтожение нашего самолета».
26 ноября президент России Владимир Путин на пресс-конференции заявил, что «если турецкие власти уничтожают и перерабатывают нефть, то мы не видим дыма от костров по уничтожению этой нефти». По словам Путина, бензовозы с территорий, контролируемых ИГ, «днем и ночью идут в Турцию».
Как заявил президент Путин на климатическом саммите в Париже 30 ноября, решение сбить российский Су-24 было продиктовано желанием обеспечить безопасность поставок нефти, добываемой боевиками ИГ.
«Сейчас мы получили дополнительные данные, подтверждающие, что из мест добычи нефти, которые контролируются ИГИЛ, эта нефть в промышленных масштабах поступает на территорию Турции, — говорил Путин. — И у нас есть все основания полагать, что решение по поводу того, чтобы сбить наш самолет, было продиктовано желанием обеспечить безопасность этих путей доставки этой нефти как раз к портам, откуда она отгружается в танкеры».
В ответ на обвинения со стороны России президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что готов уйти в отставку, в случае если факты покупки нефти Турцией у «Исламского государства» подтвердятся. Турецкий президент называл «безнравственными» обвинения со стороны России в приобретении нефти у «Исламского государства» и требовал доказательств.
При участии Максим Солопова