Директор ФБР назвал Россию главной угрозой среди всех стран мира
Российские власти до сих пор продолжают оказывать воздействие на американскую политику, хотя расследование возможного вмешательства Кремля в президентские выборы в США еще идет и результаты его пока неизвестны. Об этом в среду, 3 мая, заявил директор ФБР Джеймс Коми, выступая на заседании юридического комитета сената США.
«Учитывая ее намерения и ее возможности, Россия сейчас представляет собой наибольшую угрозу среди всех государств на земле», — продолжил Коми. По его словам, Россия может вновь использовать хакерские атаки для воздействия на выборы «потому что по президентским выборам 2016 года они поняли, что это работает».
О том, что Москва сочла свои действия успешными и намерена и впредь придерживаться подобной тактики, накануне предупреждал и бывший директор Национальной разведки США Джеймс Клеппер. «Целью было посеять раздор и недоверие к нашей выборной системе, и это в большой степени удалось», — заявил он. Всё же в марте Клеппер в интервью ABC подчеркивал, что конкретных улик в пользу версии о сговоре членов новой администрации с Москвой не было — как минимум на момент инаугурации Дональда Трампа 20 января.
Как отметил на сенатском заседании директор ФБР Коми, две основные причины, по которым Кремль в ходе предвыборной гонки предпочитал Трампа: «Он — не Хиллари Клинтон, и с ним можно было бы договориться как с бизнесменом». В данный момент расследование идет, и Коми, по его словам, регулярно отчитывается заместителю министра юстиции Роду Розенштейну о ходе следствия. «Я более не намереваюсь издавать ни звука об этом деле, пока мы не закончили», — подвел черту Коми.
Директор ФБР также напомнил, что расследование возможного влияния России на предвыборный процесс началось еще в июле 2016 года, и уже в августе он намеревался рассказать об этом публично, но сотрудники администрации Барака Обамы сказали ему не делать этого.
В целом, по словам директора ФБР, Россия до сих пор оказывает влияние на американскую политику, а внедрение Москвы в общественный дискурс Штатов он считает «весьма вероятным». Кроме того, отвечая на блиц-вопросы сенаторов, Коми подчеркнул, что для России «не является необычным практика шантажа политиков». Однако прямое влияние Москвы на подсчет голосов он категорически исключил.
Кроме того, Коми впервые прокомментировал свое решение обнародовать информацию о повторной проверке в отношении Клинтон за несколько дней до выборов. По его словам, когда 28 октября его следователи обнаружили новые письма, связанные с делом о переписке Клинтон, он был поставлен перед выбором «между плохим и катастрофическим» и в итоге не рискнул идти на сокрытие фактов, выбрав тем самым «меньшее зло».
В тот же день Коми направил конгрессменам США письмо о необходимости возобновить проверку в связи со вновь появившимися уликами. Сама Клинтон неоднократно утверждала, что решение директора ФБР негативно сказалось на ее рейтинге и стало одной из причин поражения на выборах 8 ноября. В последний раз экс-кандидат заявила об этом 2 мая: «Если бы выборы состоялись 27 октября, я была бы сейчас вашим президентом».
До выступления в юридическом комитете сената 20 марта Коми отвечал на вопросы в комитете по делам разведки палаты представителей. Тогда он также говорил о личной неприязни российского президента к кандидату Клинтон и предпочел бы иметь дело с бизнесменом Трампом. Россия, по словам Коми, хоть и является противником США, традиционно заинтересована в том, чтобы понять будущий политический курс Вашингтона.