«Маски сброшены»: как в России отреагировали на ракетный удар в Сирии
Дмитрий Песков, пресс-секретарь президента России
Президент Путин считает американские удары по Сирии агрессией против суверенного государства в нарушение норм международного права, причем под надуманным предлогом. Сирийская армия не располагает запасами химического оружия. Факт уничтожения всех запасов химического оружия у вооруженных сил Сирии был отфиксирован и подтвержден специализированным подразделением ООН. При этом, по мнению Путина, полное игнорирование фактов использования химического оружия террористами лишь существенно усугубляет ситуацию.
Этот шаг Вашингтона наносит существенный урон российско-американским отношениям, и без того находящимся в плачевном состоянии. А главное, как считает Путин, этот шаг не приближает нас к конечной цели в борьбе с международным терроризмом, а наоборот создает серьезное препятствие для создания международной коалиции по борьбе с ним и эффективному противодействию этому всемирному злу, что, кстати говоря, президент США Дональд Трамп провозгласил как одну из главных задач еще во время своей предвыборной кампании» («Интерфакс»).
Удар является актом агрессии абсолютно под надуманным предлогом. Напоминает ситуацию 2003 года, когда США, Великобритания со своими некоторыми союзниками вторглись в Ирак, без согласия Совета безопасности, при грубейшем нарушении международного права («РИА Новости»).
Во-первых, мы полагаем, что эти действия [американских военных] неверны, они ничем не обоснованы. Во-вторых, они, на наш взгляд, имеют абсолютно очевидную внутриполитическую подоплеку. Мы уже неоднократно говорили, подчеркивали на всех уровнях, что, к сожалению, с каждым годом на ситуацию в мире все больше оказывают влияние внутриполитическая конъюнктура и внутриполитические расклады в Вашингтоне.
Ни для кого не секрет, что новому президенту Соединенных Штатов непросто даются первые месяцы пребывания у власти именно потому, что различные политические институты в США максимально противодействуют работе новой администрации. Но одно бесспорно: такое самоутверждение за счет абсолютно алогичных, непродуманных и бессмысленных с точки зрения борьбы с международным терроризмом мер опасно, потому что идет вразрез с коллективной борьбой с международным терроризмом (ТАСС).
Надо исходить из того, что эти авиаудары нанесены по суверенному государству — члену ООН, и это акт агрессии со стороны США, причем агрессии по абсолютно надуманным предлогам. Все помнят — такого же рода предлог был использован для того, чтобы развернуть военные действия в Ираке. Страны нет, люди в нищете, снаряды рвутся там и сегодня, химического оружия в результате не нашли; сказали, что была ошибка. Она стоила десятка и сотен тысяч жизней. То же самое может произойти и в Сирии. Поэтому нужно делать все, чтобы не допустить такого сценария» («Интерфакс»).
Ситуация должна получить адекватную оценку со стороны мирового сообщества. В связи с этим Госдума готовит обращения к парламентам мира, международным парламентским организациям, с тем чтобы заставить парламентариев мира задуматься, что происходит на территории Сирийской Арабской Республики.
Все произошедшее — спланированная провокация США. Было заявление, что режим Асада опаснее ИГ (организация запрещена в России. — РБК), затем последовало дополнение, что Вашингтон обвиняет режим Асада в химической атаке в провинции Идлиб, а сегодня ночью был нанесен удар крылатыми ракетами по военной базе. Должен заявить, что так называемая химическая атака, с большой долей вероятности, провокация Запада, дабы, воспользовавшись этой пресловутой атакой, нанести удар и тем самым вернуться к линии администрации Обамы на свержение Асада (РБК).
Такие предупреждения должны делаться как минимум за сутки, притом должны аргументироваться. Ни того, ни другого сделано не было («Интерфакс»).
Группировка, которая находится в Сирии, прекрасно справляется со своими задачами. Поэтому увеличивать численность контингента российских военно-космических сил, которые осуществляют поддержку сухопутным силам Сирийской Арабской Республики, нет необходимости.
В этой ситуации России необходимо как можно скорее инициировать созыв Совета Безопасности ООН и осудить непродуманные, безответственные действия администрации США. Сейчас на территории Сирии полыхает огонь, и эти «Томагавки» — это дровишки, которые подбросила американская администрация в костер, который может вспыхнуть и перекинуться на соседние страны. Также, по имеющимся данным, хотя и непроверенным, после удара США в атаку перешли террористы (РБК).
По странному стечению обстоятельств резкое ужесточение американского отношения к Асаду произошло спустя всего пару дней после его смягчения. Складывается устойчивое впечатление, что с этим тезисом не согласились ни в Пентагоне, ни в американских спецслужбах, и Трампа тут же приперли к очередной стенке «неопровержимыми доказательствами» (Facebook).
Это прямая агрессия США против Сирии. Их никто туда не приглашал. Сирия имеет право нанести ответный удар. Мы должны закрыть всю территорию Сирии нашими системами С-300, С-400. Подвести туда часть Черноморского и Северного флота. И помогать наносить удары по ИГ и другим антиправительственным силам (пресс-служба ЛДПР).
Что касается Трампа, то та «трампомания», которую тут гнал [лидер ЛДПР Владимир] Жириновский, абсолютно не подтвердилась. Она и не могла подтвердиться. Если вы посмотрите стратегию Америки за 200 лет, она не менялась: в основе лежала, во-первых, экспансия, во-вторых, активные провокации.
Провокация США в Сирии — это начало крупномасштабной войны. Они даже не посоветовались со своим конгрессом, хотя они должны были получить санкцию на такую военную операцию. Вы видите сплошные шарахания господина Трампа: то он в ходе предвыборной кампании все говорил, что готов вместе бороться против терроризма, потом — встречаться, потом три дня назад заявлял, что им надо взаимодействовать с Башаром Асадом и искать решения. Прошло 48 часов, и предпринимается решение о несанкционированной военной операции, которая может перерасти в военный пожар (РБК).
Надо быть готовыми и к другим резким движениям Трампа в Сирии. Возможны любые неожиданности как с политической точки зрения, так и военной. Отдав приказ нанести ракетный удар по сирийской авиабазе, Трамп на деле показал, против кого воюют США в Сирии. Что называется, маски сброшены. Уверен, что террористы потирают руки (ТАСС).
Нанеся удар по базе ВВС Сирии, Трамп, по сути, поддержал игиловцев, поскольку именно с этой базы наносились удары по террористам (Twitter).
России необходимо предпринять все меры на дипломатическом уровне, чтобы предотвратить впредь такие действия со стороны Соединенных Штатов Америки. Мы знаем, что сгорело до 15 летательных аппаратов сирийской армии, что естественно скажется на противодействии терроризму.
Москва должна продолжать добиваться тщательного расследования применения химоружия в Идлибе. Первое, что бросается в глаза, — это попытка дискредитировать сирийские власти, попытка расколоть Сирию (РБК).
Председателем Госдумы [Вячеславом Володиным] было дано поручение разработать заявление, которое будет направлено в Парламентскую ассамблею Совета Европы (ПАСЕ). В течение сегодняшнего дня мы примем документ, который будет осуждать действия США, их действия предоставляют второе дыхание ИГ (террористическая организация, запрещенная в России. — РБК).
Может, это просто совпадение, но, скорее всего, нет: когда американцы бомбили Югославию, они делали это накануне Пасхи. Сегодня они сделали это (нанесли удары по Сирии. — РБК) накануне большого православного праздника Благовещение, с этим праздником я хочу поздравить всех православных россиян. Я надеюсь, что мировым державам и ООН хватит здравого смысла остановить агрессию (РБК).
Это, безусловно, удар по российско-американским отношениям, от которых сейчас и так осталось не очень много. Это очень плохой старт для возможного начала диалога. Было объявлено о визите в Москву госсекретаря Тиллерсона в ближайшее время. Трамп принимал решение о военных ударах исходя не из стратегических интересов США, а исходя из той информационной картинки, которую сами Соединенные Штаты создавали в отношении Асада, в отношении Сирии, в отношении применения в Сирии химического оружия, и это подвело к некой очень опасной черте («Интерфакс»).
При участии Веры Холмогоровой, Сергея Витько и Егора Губернаторова.