Российских военных и бронетехнику в Сирии обнаружили за пределами баз
Российские военные, артиллерия и бронетехника в Сирии замечены далеко за пределами баз в Тартусе и Латакии. Свидетельства этому обнаружили активисты группы Conflict Intelligence Team (CIT).
Активисты международной группы Conflict Intelligence Team обнаружили активность российского военного контингента в Сирии за пределами авиабазы Хмеймим в Латакии и пункта материально-технического обеспечения ВМФ России в порту Тартус.
Вместе с активистами украинского сайта InformNapalm команда CIT исследовала фотографии, опубликованные военнослужащим 74-й отдельной мотострелковой бригады (в/ч 21005) Аясом Шалбан-ооловичем Сарыг-оолом. Солдат разместил несколько фотографий, на которых он едет в машине по Сирии. Страну своего пребывания он сам указал в комментариях. Проведя геолокацию нескольких снимков, активисты CIT установили, что боец едет в военном автомобиле «КамАЗ» с востока города Хама на запад, более чем в 100 км от российской авиабазы Хмеймим.
Также активисты обнаружили в соцсетях профиль Владимира Болдырева, которого они идентифицировали как военнослужащего 810-й отдельной бригады морской пехоты, в задачи которой, согласно официальным сообщениям Минобороны, входит охрана российских военных баз в Тартусе и Латакии. На его странице команда CIT нашла фото российских военных, сделанные севернее города Хама, около шоссе М5, соединяющего Дамаск и Алеппо.
Еще один россиянин, Илья Горелых, в октябре опубликовал в своем профиле в Instagram фотографии из Алеппо и Хомса, на которых вместе с товарищами позировал с оружием в руках на фоне российского бронеавтомобиля КамАЗ-IVECO «Рысь». При этом два года назад Горелых опубликовал в своем фотоблоге эмблему 16-й отдельной бригады спецназа ГРУ (в/ч 54607, г. Тамбов) с подписью, что гордится службой в этой бригаде в течение двух с половиной лет. Активисты CIT отмечают, что в мае уже публиковали расследование о трех погибших в Донбассе военнослужащих этой бригады.
«Горелых мог снова подписать контракт с бригадой, но мог отправиться и как доброволец. Здесь же мы видим вооруженных людей из России, которые сначала фотографируются около аэропорта Басиля аль-Асада (по сути около авиабазы Хмеймим), а затем с оружием в руках в тех же районах, где силы Асада ведут наступление при поддержке ВВС РФ», — пишет в своем блоге один из участников CIT Руслан Левиев.
Ранее активисты этой команды идентифицировали на снимках из Сирии колонну российской бронетехники в провинции Латакия, которая двигалась к авиабазе со стороны линии фронта. В колонне была замечена 152-миллиметровая гаубица 2А65 «Мста-Б», которой нет на вооружении Сирии, уверяет CIT.
CIT отмечает также появление современных российских танков в Пальмире и на севере Хомса, а у сил Асада зафиксированы современные БТР-82А и ракетные системы залпового огня БМ-30 «Смерч».
В конце октября повстанцы публиковали в сети фотографию убитого сирийца в бронежилете из современного российского комплекта военной униформы «Ратник» с надписью «Сулимов» на обратной стороне, добавляет Левиев.
«Нанося бомбовые авиаудары, Россия одновременно как минимум поставляет различные ракетные системы залпового огня и тактические ракетные системы; поставляет обмундирование, в той или иной форме помогает в наземных боях, поставляя советников, а также осуществляя артиллерийскую поддержку и корректировку огня», — утверждает исследователь.
Левиев подчеркивает, что у активистов нет неопровержимых свидетельств участия российских военнослужащих в наземной операции в Сирии, однако считает, что обнаруженные его группой данные противоречат заявлениям официальных российских лиц о том, что российские военные не участвуют и не планируют участвовать в наземной операции.
Группа CIT — команда активистов, занятых расследованиями на основе открытых данных из социальных сетей, или OSINT-разведкой (Open Source INTelligence). Ранее эта команда стала известна благодаря публикациям блогера Руслана Левиева о гибели российских военных на юго-востоке Украины. CIT первой сообщила о гибели в Сирии контрактника Вадима Костенко. «Изначально мы назвались аббревиатурой WIU (WarInUkraine), но ввиду второго фронта теперь это выглядит несколько несуразно», — объясняет Левиев недавнее переименование группы в своем блоге. По его словам, команда состоит из активистов, хорошо разбирающихся в социальных сетях, и IT-специалистов, умеющих обрабатывать большие массивы данных.
На момент публикации взять комментарий у Минобороны не представлялось возможным. В то же время на письменный запрос Reuters с просьбой прокомментировать публикацию ведомство не ответило.
Президент России Владимир Путин ранее исключил возможность использования российских вооруженных сил в наземной операции в Сирии: «Что бы ни произошло, мы не собираемся этого делать, и наши сирийские друзья об этом знают». МИД России в лице своего официального представителя Марии Захаровой также неоднократно подтверждал, что Москва исключает возможность наземной операции в Сирии. В октябре участие российских военных в сухопутных наступательных операциях в Сирии опровергали сами сирийские военные.
Об увеличении российского военного контингента в Сирии в два раза с начала операции, до 4 тыс. человек, в начале ноября сообщил Reuters со ссылкой на источники в американских спецслужбах и оценки независимых экспертов.