Минобороны обяжет новых контрактников отчитаться за три года в интернете
Доложить о себе
Россияне и иностранцы, поступающие на службу по контракту в российскую армию, должны отчитываться за свои соцсети и активность в интернете за три предыдущих календарных года. Речь идет об адресах сайтов и страниц, где военнослужащий размещал общедоступную информацию, а также о данных, позволяющих его идентифицировать.
В отличие от контрактников-новичков, тех, кто уже служит, отчитываться обяжут ежегодно, но каждый раз только за предыдущий год. Такой проект закона, подготовленный Минобороны, во вторник, 13 июня, был опубликован на портале нормативных правовых актов.
Кроме того, законопроектом «может быть запрещено» размещать в интернете информацию о себе и других военнослужащих, позволяющую раскрыть их ведомственную принадлежность. Ограничения коснутся и распространения сведений о служебной деятельности военнослужащих и дислокации подразделений.
Из иностранных граждан правом на службу в России по контракту обладают граждане стран, входящих в Организацию договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Это Армения, Белоруссия, Казахстан, Таджикистан и Киргизия.
Контрактники, которые не предоставят таких сведений либо предоставят недостоверные, в том числе неполные данные, могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности, которая регулируется законом «О статусе военнослужащих», подчеркивается в законопроекте. По этому федеральному закону провинившийся может быть привлечен к ответственности вплоть до дисциплинарного ареста на 30 суток. В то же время военнослужащим по контракту не нужно будет отчитываться за информацию, опубликованную в интернете «в рамках исполнения должностных обязанностей».
Без призывников
Уведомление о разработке проекта появилось на сайте regulation.gov.ru в конце мая. Однако тогда не уточнялось, о какой категории военнослужащих идет речь.
Военнослужащих по призыву эти нововведения не затрагивают по нескольким причинам, отметил полковник запаса, главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский. Во-первых, они не имеют доступа к серьезным данным в отличие от контрактников, которые служат в структурах, отвечающих за режим соблюдения гостайны. Во-вторых, призывников не отправляют в горячие точки или зарубежные группировки, добавил военный эксперт.
В пояснительной записке к документу сказано, что кадровый контроль — это «приоритетный инструмент» регулирования военной службы, а нововведения, согласно которым военные должны будут отчитываться за соцсети, «повысят качество работы с кадровым составом». Анализ соцсетей поможет определить, нужен тот или иной кандидат российским Вооруженным силам, прокомментировал замдиректора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин.
В настоящее время российским военнослужащим не рекомендовано заводить аккаунты в соцсетях, при этом у многих страницы все же есть, отмечал ранее источник РБК в Минобороны. «Пока удалять требований не поступало, но есть рекомендации, что нельзя размещать и где нельзя размещать. Например, нельзя указывать наименования воинских частей, нельзя светить дислокацию, нельзя фотографироваться, особенно на фоне секретных документов», — пояснил источник РБК, добавив, что это делается в рамках информационной безопасности.
К примеру, благодаря соцсетям СМИ не раз удавалось получить прямые или косвенные подтверждения пребывания российских солдат в 2014 году на Украине, а с 2015 года — в Сирии. Например, на странице во «ВКонтакте» 21-летнего Ильдара Максутова из 137-го Гвардейского полка 106-й Гвардейской дивизии ВДВ, погибшего 28 июля 2014 года, журналисты обнаружили статус «На Украину!».
Группа расследователей Conflict Intelligence Team в ноябре 2015 года благодаря фотографиям, опубликованным российским военнослужащим Аясом Сарыг-Оолом, узнала, что он находится в Сирии, в провинции Хама, в 100 км от авиабазы в Хмеймиме. Также CIT удалось узнать, чем Аяс был вооружен, на какой технике он перемещался и в каком направлении.
Расследовательская группа Bellingcat на основе открытых данных из соцсетей пришла к выводу, что в июле 2014 года Boeing 777, на борту которого находились 298 человек, был сбит из зенитно-ракетного комплекса «Бук» под номером 332, который приписан к 53-й зенитной ракетной бригаде из Курска.
Зарубежный опыт
Рекомендации для военнослужащих о нормах поведения в социальных сетях существуют во многих странах. Еще в 2008 году канадское военное ведомство советовало своим сотрудникам внимательнее отнестись к размещению фотографий в социальных сетях по причине возможного шпионажа со стороны боевиков «Аль-Каиды».
В 2012 году в докладе австралийского Министерства обороны отмечалось, что боевики движения «Талибан» «использовали фотографии привлекательных женщин в своих профилях на Facebook» в качестве способа для сбора информации.
В 2011 году отдел по связям с общественностью и социальным медиа Пентагона опубликовал целый свод правил по поведению в соцсетях. В 40-страничной брошюре подчеркивались растущее значение социальных сетей в современном мире, их важность для связи с родными и распространения информации в патриотических целях. В методичке содержались основные правила безопасного поведения в интернете.
В 2012 году подобные рекомендации появились и в Великобритании. Кроме предостережения по поводу возможного раскрытия секретной информации в документе говорилось, что «социальные сети помогают миру лучше понять роль Вооруженных сил Великобритании». Аккаунты военных в соцсетях нужно поощрять, если военнослужащий не нарушает никаких правил и ведет свою страничку надлежащим образом, указывалось в справке.
В 2012 году в израильских СМИ появилась информация о намерении военного министерства страны ограничить доступ к социальным сетям для высокопоставленных военнослужащих, а служащим званием ниже запретить раскрывать информацию о службе в армии и загружать фотографии в форме.
В конце 2015 года правила поведения в соцсетях появились и в индийской армии. Поводом послужило расследование, в ходе которого выяснилось, что один из военнослужащих выдал сведения, являвшиеся военной тайной, девушке, с которой познакомился в Facebook. Она, как выяснилось, оказалась пакистанской шпионкой. После скандала индийским военным посоветовали не использовать в соцсетях фото в форме, не принимать запросы в друзья от иностранцев, не выкладывать снимки с оружием и не смотреть порнографию в социальных медиа.