FT узнала о роли саудовского принца в срыве переговоров в Дохе
Заместитель наследного принца и любимый сын короля Салмана Мохаммед бен Салман, курирующий саудовскую экономику, в три часа утра в воскресенье, 17 апреля, позвонил делегации королевства на переговорах в Дохе и потребовал от нее вернуться на родину, сообщает Financial Times со ссылкой на осведомленные источники. В итоге саудовцы все же остались, но переговоры были сорваны, отмечает издание.
По информации FT, делегаты других стран еще утром в воскресенье были уверены, что министр нефти Саудовской Аравии Али аль-Наими верифицирует согласие ведущего мирового экспортера нефти на заморозку ее добычи. Но в понедельник министр нефти Венесуэлы Еулохио дель Пино, бывший инициатором идеи о заморозке, заявил, что у него создалось впечатление, что у саудовской делегации «вообще не было никаких полномочий».
Издание знает, что саудовцы участвовали в составлении первоначального проекта соглашения, который был вручен участникам встречи. Высокопоставленные представители ОПЕК заявили журналистам, что участие Саудовской Аравии в переговорах не зависит от позиции Ирана, который отказался присоединиться к инициативе по ограничению предложения нефти.
«Почти у всех было ощущение, что сделка будет заключена в течение часа», — рассказал FT один из участников. Издание отмечает, что даже саудовский союзник Кувейт заявил утром в воскресенье, что «с оптимизмом» смотрит на заключение сделки. Однако саудовская делегация стала настаивать, что согласна на заморозку лишь при участии Ирана, и к восьми часам вечера переговоры были прекращены без достижения какого-либо результата.
30-летний Мохаммед бен Салман занял пост заместителя наследного принца — третий по значимости в королевстве — в апреле прошлого года, когда его отец стал королем. Он является вторым вице-премьером, министром обороны и главой королевского суда, а также возглавляет совет по экономическим вопросам. Занимая эти должности, он командует боевыми действиями саудовской армии против повстанцев в соседнем Йемене и занимается планированием перехода Саудовской Аравии к постнефтяной экономике, пишет FT.
Издание подчеркивает, что после прихода к власти принца Мохаммеда политика королевства в сфере энергетики стала в меньшей степени зависеть от цен на сырье, чем от геополитики, в особенности регионального соперничества с Ираном. FT со ссылкой на нефтяных аналитиков утверждает, что нефть стала для Саудовской Аравии оружием в соперничестве с Ираном, который хочет восстановить свою добычу до досанкционного уровня и вернуть утерянные рынки сбыта.
«Я так понимаю, что это была чистая политика», — заявил FT один из участников переговоров, не представляющий страны Персидского залива, отметив, что еще в субботу саудовцы были на все согласны, а в воскресенье их позиция изменилась на противоположную. Один из делегатов отметил, что худшее состоит в том, что не входящие в ОПЕК страны оказались замешаны в выяснении отношений внутри картеля и не захотят снова участвовать в таких встречах.
На фоне ожидания балансировки спроса и предложения на нефтяном рынке его участники опасаются, что принц Мохаммед попытается вывести политику королевства по сохранению своей рыночной доли на новый уровень, пишет FT. По словам аналитика Petromatrix Оливье Якоба, «одним из главных итогов встречи в Дохе является то, что саудовский режим стал совершенно непредсказуемым».
Глава российского Минэнерго Александр Новак назвал позицию Саудовской Аравии необоснованной с учетом того, что Иран не присутствовал в Дохе, а переговоры, по его словам, были предназначены для фиксации уже оговоренной сделки, а не для ее обсуждения. Ранее он заявил, что новые требования к соглашению выдвинула не только Саудовская Аравия, но и ОАЭ, Кувейт и Катар, «условно страны Персидского залива».
Американское деловое издание The Wall Street Journal подчеркивает, что Саудовская Аравия не предложила объяснений внезапного ужесточения своей позиции в ходе переговоров. Издание отмечает, что встреча в Дохе произошла за несколько дней до визита в королевство президента США Барака Обамы, который в среду должен встретиться с королем Салманом.
WSJ напоминает, что Саудовская Аравия пытается получить от США новые гарантии, что они не откажутся от своих арабских союзников в пользу Ирана, а Обама со своей стороны хочет, чтобы Эр-Рияд и Тегеран снизили градус противостояния, чтобы снизить напряженность на Ближнем Востоке.
Пресс-секретарь американского президента Джош Эрнест в понедельник отказался комментировать позицию Саудовской Аравии на переговорах в Дохе, охарактеризовав их как «усилия производителей нефти по координации своей деятельности с целью упрочения их экономического положения».
«Мы, конечно, осознаем тот факт, что это имеет влияние на экономику США», — сказал Эрнест, добавив, что в Белом доме предпочитают текущую динамику низких цен на нефть воздействию высоких цен.