Ходорковский увидел в решении суда Гааги ослабление давления Запада
Экс-глава ЮКОСа Михаил Ходорковский прокомментировал решение окружного суда Гааги об отмене выплаты Россией $50 млрд акционерам компании.
«Запад решил ослабить давление. Мои друзья продолжат противостояние. Я же шел и иду к смене режима другим путем», — написал Ходорковский в своем Twitter.
В среду окружной суд Гааги отменил решение Постоянной палаты третейского суда, которая в 2014 году обязала Россию выплатить $50 млрд бывшим акционерам ЮКОСа — компаниям Hulley Enterprises, Yukos Universal и Veteran Petroleum. Суд согласился с доводами России и признал, что у третейского суда не было юрисдикции для рассмотрения спора в рамках Договора к Энергетической хартии, который Россия подписала, но не ратифицировала.
Как говорится в решении суда, компании Hulley Enterprises, Yukos Universal и Veteran Petroleum должны выплатить России судебные издержки, сумма которых составляет €16,8 тыс.
Бывшие акционеры ЮКОСа уже заявили, что подадут апелляцию на решение суда в Гааге, которое, по словам их представителя, стало для них «неожиданным». Как заявил Тим Осборн — глава GML, представляющей интересы бывших мажоритарных акционеров ЮКОСа, истцы по-прежнему считают правильным решение 2014 года о выплате компенсации в $50 млрд за «политически мотивированное разрушение ЮКОСа».
В Кремле приветствовали решение суда в Гааге. «Можно сказать, что мы приветствуем решение окружного суда Гааги об отмене постановления гаагского [арбитражного] трибунала», — сказал пресс-секретарь президента Дмитрий Песков журналистам, передает корреспондент РБК. Песков подчеркнул, что решение окружного суда Гааги отменено впервые за 20 лет.
Как ранее писал РБК, Hulley Enterprises, Veteran Petroleum (зарегистрированы на Кипре) и Yukos Universal (на острове Мэн) являются 100-процентными «дочками» гибралтарской Group Menatep Limited (GML), за которой в свою очередь стоят семь трастов. Их бенефициарами являются Леонид Невзлин, Платон Лебедев, Владимир Дубов, Михаил Брудно и Василий Шахновский. Михаил Ходорковский официально перестал быть бенефициаром этих трастов в 2005 году и впоследствии неоднократно заявлял, что не получит никаких финансовых выгод от решения Гаагского суда.
«Я ни выгодоприобретателем не являюсь, ни стороной в этом деле. Я у них ничего не спрашиваю, потому что не хочу знать лишнего — для того чтобы не стать дополнительным пунктом сомнений в вопросе, кто, о чем и с кем договаривается», — говорил Ходорковский в интервью РБК в конце 2015 года.
Тогда же он говорил, что его задача теперь заключается в том, чтобы помочь находить новых лиц, «способных показать людям себя как альтернативу [действующей власти в России]», и рассказывал о том, что средства направляет на несколько базовых проектов, цель которых — «помощь потенциальной политической элите, которая должна будет прийти после смены этого режима».