Дума узаконит ликвидацию поселений регионами
«Изящный способ» ликвидации
В комитет Госдумы по местному самоуправлению (МСУ) поступили поправки в закон об общих принципах организации МСУ от депутата-единоросса от Московской области Михаила Терентьева (документ есть в распоряжении РБК). Депутат предлагает прописать в законе возможность объединения всех поселений, в том числе сельских, входящих в состав муниципального района, с городским округом. При слиянии и поселение, и муниципальный район утрачивают статус муниципального образования. Решение о таком преобразовании принимают власти региона «с согласия» местных представительных органов.
Депутат также предлагает изменить в законе определение «городской округ». Сейчас это городское поселение, которое не входит в состав муниципального района. В новой редакции — «один или несколько объединенных общей территорией населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями».
Власти Московской области нашли «изящный и простой способ» легализовать одноуровневую систему МСУ, которая в последние годы создается в ряде регионов России, в том числе в Подмосковье, пояснил РБК эксперт Комитета гражданских инициатив Андрей Максимов.
Протесты
Губернатор Московской области Андрей Воробьев в ноябре прошлого года заявил о планах преобразовать в 2016–2017 годах около 20 муниципальных районов в городские округа. По его словам, реформа позволит сэкономить бюджетные средства за счет сокращения числа чиновников.
Этот шаг вызвал массовые протесты. Против административной реформы в ноябре прошлого года митинговали депутаты муниципальных районов Подмосковья, недовольные упразднением органов исполнительной и представительной власти. Слушания по реформе местных поселений сопровождались стычками с Росгвардией.
В феврале в Москве прошел конгресс МСУ, по итогам которого подмосковные депутаты попросили премьера Дмитрия Медведева и правоохранительные ведомства проверить «многочисленные факты насильственного упразднения органов МСУ муниципальных районов, сельских и городских поселений».
«Закон не предусматривает ликвидацию муниципального района или преобразование его в городской округ, поэтому подмосковные власти придумали обходной путь: сначала присоединяют сельские поселения к городскому поселению, а потом его преобразовывают в городской округ. А муниципальный район подвисает в воздухе», — прокомментировал Максимов.
Преобразования в Подмосковье нарушают права населения на местное самоуправление, считают и в Совете при президенте по правам человека (СПЧ). Об этом сообщил Владимиру Путину зампредседателя СПЧ Евгений Бобров на заседании совета 8 декабря 2016 года. Глава государства пообещал тогда «поработать» над этим вопросом.
Тем не менее в 2015 году Верховный суд признал законным преобразование двух сельских поселений и городского поселения Озеры в городской округ.
Упростить управление
Депутат Терентьев объяснил РБК свою инициативу необходимостью оптимизировать бюджетные средства в Подмосковье. «Мы вместе с губернатором увидели, что можно сэкономить на чиновниках», — сказал он. Благодаря этой реформе «будет общий подход по тарифной политике, возможность снизить административные барьеры для бизнеса», считает депутат.
По действующему закону территория России разграничивается между поселениями, которые объединяются в муниципальные районы, а особо крупные поселения становятся городскими округами, объясняет Максимов. Согласно же законопроекту любую территориальную единицу в стране можно сделать городским округом, то есть перейти от двухуровневой системы к одноуровневой.
Всем муниципальным районам пытаются придать статус городских округов, чтобы упразднить поселения и упростить управление. Сельские власти могут мешать властям региона реализовывать градостроительные идеи, препятствовать решать вопросы, связанные с землепользованием, на что сейчас требуется согласие поселения, заявил РБК политолог Александр Кынев.
Тотальная деградация поселений
Населенные пункты, как показывает практика, при отсутствии самоуправленческого начала деградируют и исчезают, заявил собеседник РБК в комитете по МСУ. По его словам, законопроект приведет к тотальной деградации поселенческого звена на территории всей страны.
«Ликвидировать в густонаселенной Московской области поселенческое звено — это нонсенс, если мы говорим о развитии местного самоуправления. Это не вклеивается ни в какую парадигму, это просто субъективное желание губернатора, ему так легче управляться со своими делами, и из-за этого корежится закон. Ему надо все снести, чтобы легче застраивать было», — сказал собеседник РБК.
Против этой реформы протестуют люди самых разных взглядов и партий, под удар поставлено местное самоуправление как таковое, накануне президентских выборов федеральной власти такие скандалы не нужны, считает Кынев.
«Через заднюю калитку»
Свои поправки Терентьев внес ко второму чтению законопроекта об отмене прямого голосования населения при решении об изменении статусов городских и сельских поселений. Этот проект был внесен правительством еще весной 2015 года, принят в первом чтении летом того же года, после чего Дума не возвращалась к нему.
Коренное изменение территориальных основ местного самоуправления вносят «через заднюю калитку», заметил собеседник РБК в Думе, хотя реформа МСУ 2014 года «серьезно обсуждалась» в обществе, напомнил он.
Председатель комитета Госдумы по МСУ Алексей Диденко (ЛДПР) согласен, что законопроект может «удалить механизм местного самоуправления от населения» и народу станет сложнее защищать свои интересы. По его словам, инициатива противоречит словам президента в послании 2013 года о том, что «местная власть должна быть устроена так, чтобы любой гражданин мог дотянуться до нее рукой».
Решение по поддержке поправок будет приниматься членами комитета, большинство которых единороссы, в марте, сказал РБК Диденко. Поправки будут поддержаны комитетом, сообщили РБК два собеседника в Думе.
Как отбирали полномочия у местных властей
В декабре 2013 года в послании Федеральному собранию президент Путин попросил уточнить общие принципы организации местного самоуправления. По его словам, объем ответственности и ресурсы муниципалитетов не сбалансированы, «отсюда часто неразбериха с полномочиями».
В мае 2014 года был принят закон о реформе МСУ. Регионы получили право отбирать у местного самоуправления большую часть полномочий в решении хозяйственных проблем.
В изначальной версии законопроекта предполагалось отменить прямые выборы мэров крупных городов и депутатов городских дум. В итоговой версии было прописано, что главы муниципальных образований любого уровня могут быть либо избранными на прямых выборах, либо назначенными из числа депутатов. В первом случае глава МО может самостоятельно возглавить администрацию (в случае с городом — сам стать сити-менеджером). Во втором случае глава МО становится председателем представительного органа.
У регионального заксобрания появилось право разделять города на внутригородские муниципальные образования. Для этого было введено два новых вида муниципальных образований: городской округ с внутригородским делением (ГОВД) и внутригородской район.
Депутаты первого уровня (городских и сельских поселений) выбираются на прямых выборах. Депутаты второго уровня (муниципальных районов и ГОВД) либо избираются на выборах, либо делегируются из глав поселений и депутатов первого уровня в случае муниципальных районов, либо только из депутатов первого уровня (в случае ГОВД). Схема избрания депутатов также будет определяться региональным законом.
В феврале 2015 года были введены два других способа избрания главы муниципального образования. Первый позволяет главе муниципалитета, избранному думой муниципального образования из своего состава, возглавить местную администрацию. Его полномочия депутата при этом прекращаются. Второй способ позволяет возглавить местную администрацию чиновнику, выбранному депутатами из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией. Это позволило сити-менеджерам становиться единовластными градоначальниками.