Италия арестовала виллы и отель Аркадия Ротенберга
Финансовая полиция (Guardia di Finanza), подчиняющаяся Министерству экономики и финансов Италии, заморозила имущество Аркадия Ротенберга на сумму около €30 млн, сообщил Reuters представитель ведомства, пожелавший остаться неназванным. Финансовая полиция оставила запрос РБК без ответа, официальный представитель Минфина также не ответил.
По данным Corriere della Sera, под санкции попали квартира Ротенберга в Кальяри [столица Сардинии], три виллы на острове, вилла в Тарквинии к северо-западу от Рима, а также фешенебельный отель Berg Luxury в Риме. Власти Италии, по информации издания, уведомили об аресте недвижимости самого Ротенберга, а также его компании – зарегистрированную на Кипре Olpon Investment Limited и римскую Aurora 31, которой принадлежит отель Berg Luxury.
В последнем отчете Aurora 31, полученном РБК через реестр юридических лиц Италии, говорится, что 50% акций этой компании, принадлежащие Аркадию Ротенбергу, были заморожены в соответствии с итальянским законом 109/2007. Этот закон предписывает блокировать средства и экономические ресурсы лиц, попавших в санкционные списки ЕС, и уведомлять об этом Отдел финансовой разведки Банка Италии и Guardia di Finanza.
Согласно данным реестра Торговой палаты Италии [выписка есть у РБК], Aurora 31 действительно на 50% принадлежит кипрской Olpon Investment Limited и на 50% – кипрской Logotax Developments Limited. Первая, согласно кипрскому реестру, принадлежит Аркадию Ротенбергу, а вторая – его младшему брату Борису. Борис Ротенберг не был внесен в санкционный список ЕС и является гражданином не только России, но и Финляндии (страны Евросоюза).
Римский отель Berg Luxury, как сообщается на его сайте, расположен «в одном из самых живописных районов города», в историческом семиэтажном здании. Номера в отеле предлагаются по цене от €405 за сутки. По номеру, указанному на сайте отеля, корреспонденту РБК во вторник днем сказали лишь, что сейчас никого из сотрудников, отвечающих за бронирование номеров, на месте нет, «позвоните завтра».
Аркадий Ротенберг, комментируя ситуацию, заявил Интерфаксу, что действия властей Италии являются «нелегитимными и абсурдными». «Я уже несколько месяцев нахожусь под санкциями, меня уже ничего не удивляет. Удивляет, что речь в данном случае о какой-то недвижимости, которая под санкции не подпадает. Под объявленные санкции подпадают только счета и активы, которых в Италии у меня нет. Это еще раз показывает всю нелегитимность и абсурдность данной ситуации», – сказал бизнесмен.
«Если четырехзвездочный отель в Риме можно считать активом, то личная собственность, которая не является объектом продажи или иных сделок, не может рассматриваться как актив и не должна подпадать под санкции», – сказал представитель бизнесмена Андрей Батурин, которого процитировало итальянское агентство ANSA.
Итальянские правоохранители действовали на основании постановления Евросоюза от 17 марта 2014 года («Об ограничительных мерах в связи с действиями, подрывающими территориальную целостность, суверенитет и независимость Украины») и в соответствии с установленным порядком «мер по предотвращению, сдерживанию и подавлению финансирования терроризма и деятельности государств, которая угрожает международному миру и безопасности».
Приказ о замораживании активов Ротенберга введен в действие ретроактивно, от 30 июля 2014 года – именно в этот день Евросоюз внес бизнесмена в санкционный список. Обосновывая санкции, ЕС тогда охарактеризовал Аркадия Ротенберга как «давнего знакомого» президента Владимира Путина и основного акционера компании «Гипротрансмост», получившей право разработать проект строительства моста в Крым.
Европейские санкции предусматривают замораживание любых «средств и экономических ресурсов» фигурантов списка на территории Евросоюза, а также запрет на въезд в страны ЕС. Под «средствами» подразумеваются банковские счета, акции, проценты, дивиденды. «Экономические ресурсы» – это активы любого рода (материальные и нематериальные), движимое и недвижимое имущество.
Согласно общим пояснениям к «российским» санкциям, доступным на сайте Европейской службы внешней деятельности (EEAS), частная недвижимость, принадлежащая лицу под санкциями на территории ЕС, тоже подлежит заморозке: она не может быть продана или сдана в аренду. При этом пользоваться ею в личных целях не воспрещается: например, на вилле могут жить родственники или друзья такого человека, если сами они не находятся под санкциями.
Фото: google.ru/map
Гостиница Berg Luxury Hotel на via AuroraИван Ткачев, Сергей Канашевич