Совфед предложит создавать независимые от властей общественные палаты
Законопроект об общих принципах организации региональных общественных палат вместе подготовили Совет Федерации и федеральная Общественная палата, рассказал РБК источник, близкий к руководству верхней палаты, и подтвердили председатель комитета по конституционному законодательству Андрей Клишас и секретарь ОП Александр Бречалов. По словам собеседников РБК, во вторник документ будет рассмотрен на заседании комитета Клишаса, а уже в среду его рассмотрит Совет Федерации и внесет в Думу от имени всей верхней палаты, утверждают собеседники РБК.
Обычно законопроекты вносят конкретные парламентарии. Но в случае с законом о региональных общественных палатах было решено сделать исключение — его внесет именно Совет Федерации, и такое происходит редко, говорит собеседник, близкий к руководству палаты. Он объясняет это важностью законопроекта.
До сих пор свой закон был только у федеральной Общественной палаты, а региональные палаты формировались по желанию региональных властей, рассказывает Бречалов. «Практически повсеместно в палаты входят записные, лояльные властям общественники. В результате мы не видим, чтобы они вмешивались или пытались урегулировать конфликтные ситуации. Зачем они тогда нужны?» — рассуждает Бречалов. По его словам, в регионах зачастую люди выходят на улицы потому, что там нет площадки для нормального урегулирования ситуации, а закон направлен на то, чтобы такие площадки возникли.
По-разному и формируются палаты. В одних регионах в них входили менее 15 человек, в других — более 100, говорит Бречалов. «А в Петербурге решили вообще не сочинять и переименовали совет при губернаторе в Общественную палату», — утверждает он.
С финансированием тоже возникали проблемы — не все регионы соглашались выделять деньги из региональных бюджетов, добавляет собеседник, близкий к руководству Совфеда. Разработанный же проект закона направлен на создание единообразия в подходах к формированию и деятельности общественных палат субъектов, утверждает Клишас. Во многом законопроект повторяет закон о федеральной Общественной палате, добавляет собеседник в Совфеде.
Согласно законопроекту, в региональной палате должно быть не менее 21 члена и не более 102 человек. Треть палаты утверждает губернатор по предложению зарегистрированных в регионе подразделений общероссийских и межрегиональных общественных объединений. Еще треть утверждает заксобрание по представлению региональных общественных объединений и НКО. Вместе уже утвержденные члены региональной палаты определяют состав последней трети — из числа выдвиженцев местных общественных объединений. Срок полномочий палаты составляет три года.
Члены палаты имеют право проводить экспертизу проектов законов региона. При этом результаты экспертизы подлежат обязательному рассмотрению органами власти и местного самоуправления. Кроме того, члены палаты могут направлять запросы в органы власти на территории региона и государственные и муниципальные организации. Те обязаны дать на него ответ в течение 30 дней. Отдельно в законопроекте прописан вопрос о финансировании палаты — оно является «расходным обязательством субъекта федерации».
Кроме того, документ обязывает членов палаты разработать для себя кодекс этики, а выполнение его требований — обязательно для всех членов палаты. Это было важно предусмотреть, поскольку деятельность госслужащих регламентируется большим количеством норм, а поведение общественников ни в какие рамки не вписано, объясняет один из разработчиков.
Непонятно, что можно реально изменить, если палату по-прежнему будут формировать губернаторы и заксобрания, говорит политолог Ростислав Туровский. «На бумаге законопроект может сделать какое-то обновление, но я не вижу предпосылок для того, чтобы институт ожил. Общественные палаты формируются из политических пенсионеров. Люди там решают свои задачи, но задача создать механизм обратной связи не решается», — говорит он.