Мариничев сообщил о запросе россиян на Сталина и смену «лайтового «совка»
Сталин и «лайтовый «совок»
Институт социального маркетинга (ИНСОМАР) подготовил социологическое исследование «Оценка политического потенциала кандидата от бизнеса на пост президента РФ» (есть у РБК). Серия фокус-групп была проведена по заказу Дмитрия Мариничева, члена генсовета Партии роста и интернет-омбудсмена. Документ посвящен отношению граждан к тем политикам, кто заявил о намерении баллотироваться в президенты в 2018 году. У россиян есть запрос на сменяемость власти, и во главе страны они хотели бы видеть «жесткого» лидера, говорится в исследовании. Есть и запрос на бизнес-кандидата, хотя его нельзя назвать массовым, говорится в исследовании.
Согласно пресс-релизу Мариничев официально представит доклад на пресс-конференции в пятницу, 27 октября. В президиуме конференции заявлено участие председателя Партии роста, бизнес-омбудсмена Бориса Титова и директора Троицкого инновационного кластера и президента фонда «Правовое государство» Евгения Тарло. Мероприятие привязано к участию Мариничева в праймериз Партии роста для определения кандидата в президенты. Помимо него во внутрипартийных выборах участвуют федеральный секретарь партии Александр Хуруджи, заместитель председателя партии, депутат Петербургского законодательного собрания Оксана Дмитриева и бизнесмен Дмитрий Потапенко. В партии не исключали, что могут поддержать выдвижение действующего президента Владимира Путина.
«Жесткий» лидер мог бы бескомпромиссно бороться с коррупцией, сообщается в исследовании. Наиболее ярким его прототипом респонденты посчитали Иосифа Сталина. При этом другие опрошенные опасаются, что избрание такого лидера может привести к ограничению прав и свобод. Самого Мариничева этот запрос удивил и «даже шокировал». «Я думал, что времена, когда был запрос на жесткую руку, ушли, — сказал он РБК. — Это говорит только о том, что патронирование нашего общества чрезвычайно высоко». По мнению интернет-омбудсмена, у россиян «развивается вкус к самореализации», при котором не возникает необходимости «в жестком начальнике».
За последние годы отношение к Сталину на самом деле «немножко улучшилось», подтвердил РБК эксперт Левада-центра Денис Волков. «Сталин действительно символ порядка, сильной руки, — отметил он. — Но с желанием сильной руки есть лукавство: люди считают, что она [нужна] для чиновников, для олигархов, а простых людей она гладить будет».
Авторы исследования заявили, что «все без исключения» участники фокус-групп посчитали нынешнюю ситуацию в стране негативной и охарактеризовали ее как «печальную», «кризис», «неопределенность», «напряженность», «застой», «закисли» и «лайтовый «совок». Критика касалась разбалансированности внутренней и внешней политики, которая приводит к снижению качества жизни населения, неравномерному развитию центра и регионов, роли России как «сырьевого придатка». Респонденты оказались недовольны цензурой в интернете, запретом оппозиционных митингов и «законом Яровой». «У многих есть ощущение незримого давления властей на население», — говорится в исследовании.
Запрос на сменяемость
Большинство опрошенных уверены, что выборы президента пройдут с предсказуемым исходом и Путин будет переизбран на четвертый срок. Однако часть участников фокус-групп охарактеризовала стиль его управления как «закручивание гаек» и заявила, что не замечает в России «верховенства права и закона, так же как и социального патернализма государства». В августе на пресс-конференции члены Партии роста уже заявляли, что, по их мнению, победить действующего президента на выборах будет сложно, поэтому ему самому следует уйти с поста «с гордо поднятой головой».
У россиян есть запрос на «молодую кровь в политике». Но сторонники сменяемости власти не видят на политическом поле кандидатов, которые «могли бы быть равными по силе личностных качеств и харизматичности действующему президенту», говорится в исследовании. По мнению социолога Волкова, такая реакция естественна: «Когда спрашиваешь, все хотят сами выбирать». Но в то же время на Путина этот запрос не распространяется, уверен он: у действующего президента «в два раза выше поддержка, чем была перед предыдущими выборами».
Помимо Путина в числе потенциальных кандидатов были названы основатели крупных партий — Геннадий Зюганов (КПРФ), Владимир Жириновский (ЛДПР) и Григорий Явлинский («Яблоко»). Респонденты не исключили участия в мартовских выборах и министра иностранных дел Сергея Лаврова, главы Минобороны Сергея Шойгу, основателя Фонда борьбы с коррупцией Алексея Навального и экс-главы ЮКОСа Михаила Ходорковского. «Однако если Лавров и Шойгу имеют реальные шансы побороться за высший пост в стране, то у Навального и Ходорковского, судя по высказываниям, они близки к нулю», — сообщается в исследовании.
Навальный, по мнению некоторых респондентов, способен внести изменения в существующую ситуацию в стране. Но опрошенные допустили, что эту роль может сыграть не он, а «какой-то оппозиционер», не являющийся представителем «путинской системы».
Телеведущая Ксения Собчак, которая 18 октября заявила о намерении участвовать в президентских выборах, в исследовании не упоминается. По словам Мариничева, он не готов оценивать ее выдвижение. «Любые мои оценки будут говорить о том, что я воспринимаю влияние [других кандидатов] серьезно и они имеют для меня важность, а [в случае с Собчак] это не так», — отметил он.
Помимо них в числе кандидатов на президентский пост участники фокус-групп называли премьера Дмитрия Медведева, его заместителя Дмитрия Рогозина, губернатора Тульской области Алексея Дюмина, губернатора Московской области Андрея Воробьева и председателя Госдумы Вячеслава Володина.
Бизнес-кандидат
Запрос на кандидата от бизнеса у россиян есть, но не массовый, отмечается в исследовании. Претензии к такому кандидату связаны с тем, что он будет выражать интересы лишь небольшой части населения. Опрошенные готовы отдать предпочтение представителю бизнес-кругов только в том случае, если у него будет политический и общественный опыт.
Поддержать представителя бизнеса готова небольшая, наиболее прогрессивная часть населения, рассказал РБК Мариничев. «Когда бизнесмен придумывает новый продукт, например iPhone или персональный компьютер, у людей тоже нет на него запроса, пока они его не попробуют», — отметил он. По мнению Мариничева, за бизнес-кандидата готова проголосовать «та часть населения, которая [находится] в тренде». Благодаря помощи представителя бизнеса запросы этих россиян «могут превратиться из ожиданий в требования со стороны всего электорального поля», заявил он.
За бизнес-кандидата действительно готова выступить небольшая часть населения, прежде всего жители крупных городов, согласился с ним социолог Волков. «Для избирателей это тот человек, который сам себя сделал, у которого есть опыт и идеи, — рассказал он РБК. — Но есть и мнение, что бизнесмены — это люди, которые заботятся только о своих интересах».
«Насчет бизнес-кандидата тут не так однозначно, — добавил социолог Левада-центра Степан Гончаров. — У четверти-трети есть запрос на смену власти, но реальной альтернативы даже критически настроенные люди не видят. Нужен человек с опытом работы — от бизнеса или власти не так важно, если у него есть управленческий бэкграунд. Главное, чтобы не было клейма олигарха из 1990-х или либерала из 1990-х».
Для Партии роста участие в грядущих президентских выборах — вопрос дальнейшего будущего, прокомментировал РБК политконсультант Дмитрий Фетисов. «Проект провалился, и сейчас президентская кампания — единственный для них способ напомнить о себе, не более, — рассуждает он. — Спонсоры в партию не вкладываются, бизнес-сообщество к проекту Титова равнодушно». По мнению эксперта, «оппозиционный крен» партии и критика Путина — попытка предложить «хоть какую-то идеологию и привлечь к себе внимание».